КТО РАЗРЫВАЕТСЯ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И БИЗНЕСОМ? ОБЩЕСТВО!

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

fotopervogozasedaniyЧто смущает в свежей публикации Анны Макеевой и Андрея Савельева Неполное высшее образование Российские промышленные компании не удовлетворены взаимодействием с вузами (Ъ от 06.06.2016)? Запевка формально относится и к самой теме, и к публикации. Что выудили авторы из обзора Клуба директоров по науке и инновациям (iR & Dclub), , подготовленного по заказу и при участии Российской венчурной компании? Что стоит за фразой «результаты научных исследований «не соответствуют требованиям бизнеса»? Давайте высушим текст, чтобы найти перлы мудрости?

Итак, «Аналитический обзор потребностей промышленности во взаимодействии с вузами и их приоритетных запросов», подготовленный Клубом директоров по науке и инновациям (iR & Dclub) по заказу и при участии Российской венчурной компании (РВК) составлен на основе изучения

научных работ российских и зарубежных ученых,

официальных сайтов вузов,

интервью и анкетирования представителей инновационных блоков крупных компаний и вузов в марте—апреле 2016 года. Из исследования следует, что большая часть компаний не осуществляет вместе с вузами разработку прорывных инновационных решений, потому что «компетенции университетов недостаточны для того, чтобы удовлетворить запрос компаний».

36% опрошенных представителей компаний «воспринимают университет в первую очередь как инфраструктурную сервисную площадку» и считают, что вуз должен уметь зарабатывать.

Большую часть респондентов (56%) не устраивает качество подготовки выпускников по профильным специальностям. «Набор практически используемых инструментов взаимодействия между компаниями и вузами довольно ограничен»,— отмечается в докладе.

У большинства компаний (90%) есть опыт работы с университетами в рамках подготовки кадров и выполнения научно-исследовательских работ или опытно-конструкторских работ.

у 77% респондентов отсутствует опыт покупки лицензий (патентов) у университета, а 84% не имели практического опыта приобретения компаний (малых инновационных предприятий), созданных при вузе.

«Университеты неконкурентоспособны, внутренние компетенции в корпорации намного выше, чем в вузе»,— приводят ответы представителей компаний авторы обзора.

«Наша задача — дать конкретные документы, шаблоны для работы с корпорациями»,— рассказал “Ъ” заместитель гендиректора—программный директор, член правления ОАО РВК Евгений Кузнецов.

Ректор Волгоградского государственного университета Василий Тараканов отмечает, что иногда «предложений со стороны вузов больше, чем денег у компаний».

Ибо вот потом в публикации начинаются чудеса обобщения, а ведь нет даже упоминания о научных работ российских и зарубежных ученых:

Со ссылкой на Минобрнауки речь пошла о создании базовых кафедр образовательных организаций непосредственно на предприятиях

— примеров нет, а хотелось бы!

о президентской программе подготовки инженерных кадров… руководитель отдела по работе с образовательными программами департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Станислав Нисимов вновь упомянул о средствах федерального бюджета в размере 750 млн руб.

— примеров нет, а хотелось бы!

о постановлении правительства №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», которые предусматривает возможность выделения субсидий производственным предприятиям до 100 млн руб. в год «для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства» совместно с производственными предприятиями и вузами.

— примеров нет, а хотелось бы!

Финал под стать самой неполной по содержанию публикации: «Преодолеть разрыв между образованием и бизнесом непросто,— считает господин Нисимов.— Система образования в постсоветское время замкнулась в себе и не взаимодействовала с бизнесом. Вузы занимаются наукой, а бизнесу нужен готовый к внедрению продукт». Компании тоже не всегда эффективно участвуют в процессе выстраивания двусторонних отношений. «Большие компании конкурируют на глобальном рынке, им не нужно развивать отношения с местными вузами,— уточнил он.— Для решения проблемы нужны хорошие совместные проекты, истории успеха, но сделать их трудно. Для этого нужны люди, которые могут говорить на одном языке и с образованием, и с бизнесом. Таких людей немного, а готовить их академическим путем бессмысленно».

О каких людях идет речь? Где те, кто может говорить на одном языке и с образованием, и с бизнесом? На площадке Клуба инженерных предпринимателей. Вот только несколько примеров.

Традиционный вопрос клуба: Зворыкин Владимир Кузьмич, российский изобретатель телевидения: Демонстрация была маловпечатляющей, передаваемое изображение представляло собой крест. В приемной катодной трубки был виден тот же крест, только менее контрастный и резкий. Пока это походило не на телевидение, а на «еле-еле видение» (о первых попытках создания телевидения). Вопрос: как правильно демонстрировать и продвигать свои достижения, свои разработки?

BikkulovaГульнара Биккулова, директора департамента инновационных рынков,

члена правления ОАО «РВК», ответила так:

Еще один вопрос на три часа. Или на полгода акселератора. Мы с Владимиром Зворыкиным родились в один день, поэтому не удивительно, что в этой цитате угадывается необходимость использования принципов лин-стартапа, которые сейчас используют все, кто запускает бизнесы. Суть этого подхода в том, что стартапы должны развиваться действительно очень быстро, не нужно бояться показывать потребителям даже очень сырые версии продукта. Нужно максимально быстро получать обратную связь. На стадии стартапа не нужно добиваться совершенства, скорость гораздо важнее.    

KokorichНа вопрос, какими качествами должен обладать человек, который создает свое дело, обстоятельно ответил Михаил Кокорич, первый частный российский предприниматель в космической сфере, создатель компании «Даурия Аэроспейс»:

На самом деле предпринимателями могут быть не многие, достаточно узко горнило, через которое нужно проходить. Если говорить о личных качествах, то первое – честность. Если ты не будешь честен со своей командой, то издержки будут высокими. Ты должен быть честным! Второе – ты должен быть цельным! В чем отличие честности от целости? Кто такой честный человек? Это тот, что говорит, то и думает. Что такое цельный человек? На самом деле цельный человек – это подмножество людей честных. Не может быть человек цельным, но не честным. Цельный человек это тот, кто думает, говорит и делает одно и то же. Но все не идеальные! Дальше, третье качество – зрелый. Что такое зрелый человек? Какое определение зрелости? Зрелость – это не функция возраста. Человек в 70 лет может быть абсолютно незрелым. Вот у меня дочка в 7 лет очень зрелый человек. Как я это определяю? Я смотрю, как она смотрит на мир. Она очень адекватно оценивает себя, свои поступки и поступки других. Зрелый человек – это отношение человека к своим поступкам и поступкам других, это умение посмотреть на себя со стороны. Могу я сказать – здесь я хороший или плохой! Вот что значит зрелый! Поколение более взрослое испорчено советской системой – это лицемерие, подозрительность, нечестность. Есть исключения. В России зрелых людей среди людей зрелого возраста гораздо меньше, чем зрелых людей среди молодых. Чем моложе, тем более зрелый. Чаще так – за 40 лет, человек незрелый. Еще одно качество – энтузиазм! Ты не должен видеть плохое, ты должен всегда видеть хорошее и к этому хорошему идти.

Традиционный вопрос клуба. Графтио Генрих Осипович, отечественный инженер-энергетик, так рассуждал насчет качества: Качество, должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды. Вопрос: как обеспечить качество продукта и всей работы, связанной с его производством и продвижением?

BortnikИван Бортник, основатель фонда с одноименным названием, ответил на этот вопрос так:

Ну, первое: «непосильным трудом». Самое главное в том, что качество должно быть в менталитете. Кто-то ходил по гидроэлектростанциям? Кто-нибудь бывал там? Бывали. А что поражает? То, как сделана она. Полированное дерево, блеск, всё! Вот так строили гидроэлектростанцию. Это качество! Может, оно и не нужно, это полированное дерево для генерации электричества, но ведь необходимо качественно делать вещь. А теперь? Приходишь в хорошую компанию. Вроде всё хорошо. Вот идёшь – дверь. Надо открыть дверь! Доводчика, похоже, не поставили. А дверь придерживают канистрой с жидкостью для стекла, чтобы она не хлопала. Вы что, обалдели, ребята! Или вот, супер-ремонт на производстве продуктов детского питания. Но чтобы дверь не хлопала, тряпочку привязали с одной стороны за ручку, завернули и тряпочку привязали с обратной стороны двери. Вы чего, ребята, перегрелись? В хорошей компании качество во всех мелочах. Везде качество. Я говорю иногда даже сотрудникам: «Слушай, у тебя дома такой же бардак? Ты пришёл и носки кинул куда-то, или как?» Я заходил с дочерью в некоторые французские семьи, приходишь, а у них на люстре трусы висят. Но так не делают! Так качественного продукта ты не сделаешь! Так качественный проект не примешь, качественную экспертизу не проведёшь. Ребята, она должна быть вот здесь – в голове, качественная ментальность.

В 1947-48 году я учился в школе. Директор у нас был ветеран, инвалид. Но он ходил всё время в черном костюме и всё время в галстуке. Жара, не жара. И нам он говорил «Ребята, я понимаю, есть семьи бедные. Но нужно, чтобы все было чистое и заштопанное, а не рваное и грязное». Вот это — качество.

А ведь есть еще тема, которой нет в публикации – взаимодействие бизнеса, университетов и общества. Свою позицию по этому вопросу Норицугу Уэмура ,он тогда был директором филиала Mitsubishi Electric Europe B.V. в Москве, однажды высказался так:

UamuraБизнес есть бизнес, но он должен приносить пользу обществу. Наша цель — это создание качественных продуктов, которые вносят вклад в развитие общества. Если продукт создает проблему в обществе, это недопустимо. Так что первая вещь — это приносить пользу обществу, предоставляя соответствующие технологии и продукты. Во-вторых, и это основано на первом пункте, мы должны получать доход для продолжения нашей работы, а наша работа — приносить пользу обществу. Таковы ценности компании.

Что еще добавить к этим хорошим словам?

Мне лично нравится кодекс Коносуке Мацусита, подробно описанный в чудесной книге Джона Коттера (Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя XX века: Альпина Бизнес Букс, 2004).

Он был изложен в Послании президента от 27 июля 1933 г. К.М. призывал всех принять на себя обязательство следовать определенным идеалам.

Служение обществу: обеспечивать производство высококачественных товаров и услуг по разумным ценам, внося тем самым вклад в достижение благосостояния и счастья людей во всем мире.

Справедливость и честность: быть честным и справедливым во всех деловых операциях и в личных поступках, всегда принимать взвешенные решения, свободные от предубеждений.

Коллективный труд на общее благо: объединять способности и усиливать решимость к достижению общих целей на основе взаимного доверия и полного признания индивидуальной независимости.

Постоянное самосовершенствование: постоянно стремиться к улучшению корпоративных и личных результатов, даже в самых неблагоприятных обстоятельствах, с тем чтобы выполнить миссию фирмы по достижению прочного мира и процветания.

Вежливость и смиренность: всегда быть скромным и почтительным, уважать права и нужды других, способствовать улучшению окружающей среды и поддерживать общественный порядок.

Соблюдение естественных законов: следовать законам природы и согласовывать мышление и поведение с постоянно меняющимися условиями, с тем чтобы обеспечивать постепенный, но неуклонный прогресс во всех областях.

Благодарность за благодеяния: всегда быть благодарным за все полученные благодеяния и доброту, с тем чтобы жить в мире.

Теги:, , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности