КЛИППЕР 2016. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. СКАЗАТЬ, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ ВСЁ, ЗНАЧИТ, НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ
Опубликовал Андрей Кузьмичев на сайте КЛИППЕР от . Опубликовано в Дневник Школы, Новости проекта
20 июля в Тольятти отметили 50-летие АвтоВАЗа — одного из ведущих предприятий, выпускающего автомобили, ставшие по праву «народными». В публикации Все началось с «копейки» (Текст: Виктория Чернышева, Анна Шепелева , Российская газета — Федеральный выпуск №7027 (159)), утверждается, что «Волжский автозавод возводили всем миром — была объявлена ударная комсомольская стройка, в которой принимали участие представители итальянского концерна Fiat: они же оснастили завод оборудованием и обучили персонал». Лукавят авторы – комсомольские стройки с задором и песнями помогали осваивать громадные бюджетные средства, но то, что машины полюбили по всей СССР, правда. Сайт Renault в России скуп на информацию: ну, скажите, как можно поверить в то, что написано на сайте: «В настоящее время Renault является одной из самых популярных и продаваемых автомобильных марок в России. В 2014 году дилерская сеть Renault стала крупнейшей среди иностранных брендов: свыше 180 автосалонов от Калининграда до Владивостока. Автомобили Renault доказали свою надежность в непростых климатических и дорожных условиях России и по праву заслужили звание народной марки». Трудно поверить, что Renault действительно стал народной маркой в нашей стране, но вот в том, что завод Renault, — один из лучших в России, убедились участники школы КЛИППЕР 2016. Но сначала, 21 июня, они посетили технополис Москва, где встретились с заместителем генерального директора по развитию Анной Горбатовой.
Напомню, что в публикации МОСКВА АННЫ ГОРБАТОВОЙ ИЛИ ТОЧКА РОСТА МЕГАПОЛИСА уже есть запевка о том, как начинался технополис:
В Сколково очень красиво, когда туда попадаешь, думаешь, что оказался в Европе. А мы в Текстильщиках и нам надо улучшить среду. И поэтому именно на бывшей депрессивной земле началась работа с различными архитектурными бюро, чтобы украсить и разнообразить нашу территорию. Там теперь поставили лавочки, сделали красивые фонарики, заложили японский сад и это только начало. Но мы отталкивались от того, сколько у нас денег. Мы не Сколково, у нас нет таких бюджетов.
И вот в посте Новости технополиса (21.07.2016) сообщается: «Нам с ребятами удалось рассмотреть каждый этап создания такого сложного предприятия, как Технополис «Москва», оценить возможные риски и реальные перспективы развития подобных площадок. Надеюсь, что их интерес не угаснет, и мы сможем поработать вместе над другими проектами», — отметила Анна Горбатова. А еще там говорится о том, что резиденты Технополиса тоже приняли участие в работе Летней школы. Елена Солонарь, менеджер по развитию проектов «Нанотехнологического центра композитов», и Николай Корнев, генеральный директор концерна «Гудвин», устроили гостям полноценную экскурсию на производства и показали проекты, над которыми сегодня работают компании.
Вот как сами школьники оценили день четвертый.
Михаил Никонов
Четвертый день был очень насыщенным, начался с того, что посетили Технополис Москва. Удивил масштаб и размах этой организации. Анна Горбатова, — технополис был построен на базе АЗЛК, это для меня было открытием. Открыл для себя, что тамошнее предприятие отливает композиционные материалы для автобусов, я этого не знал. Корпуса поставляются за рубеж. Предприятие Гудвин впечатлило! Это, на мой взгляд, одно из стратегических предприятий нашей страны. Что касается Рено, побывал на реальном производстве, увидел как производятся машины. Удивило количество выпекаемых кузовов. Машина в сборе получается всего за сутки. Четко налаженное производство – не теряется ни секунды. Ни одного дня не было задержки зарплаты.
Анастасия Питерская
По-моему, никто не остался равнодушным после сегодняшних экскурсий! Меня очень радует, что у нас в России есть такие замечательные площадки, как технополис Москва, которые сотрудничают с крупными известными компаниями, и в то же время предоставляют школьникам и студентам возможность учиться и развиваться на базе этих предприятий. Таких технополисов, безусловно, должно быть больше в нашей стране! А вот завод Рено стал приятым сюрпризом всей программы школы — такая оптимизация и автоматизация процессов. Всем, кто изучает бережливое производство, обязательно нужно его посетить.
Вчера мы посетили технополис Москва. Там было две компании, на которые мы сходили: сначала была компания, которая занималась сборкой плат. Она похожа на Связь Инжиниринг, только у нее меньшие масштабы и немного другая специализацияч – производство специфической радиоаппаратуры для крупных корпораций. Вторая компания как раз по моей тематике – я полимерщик. Я увидел саму технологию, у нас (А.К. в Республике Беларусь) на основе эпоксидных смол я не бывал на таких предприятиях. Меня удивил хороший спрос на такую, казалось бы, простую технологию, которой уже много лет. Нам рассказали про само производство, но о новых композитах мне не рассказали. Здесь из композитов делаются корпуса для автобусов. Корпус получается не намного дороже, чем стальной, но не коррозируется и служит дольше. Заказчиком в основном выступает Венгрия. На заводе Renault очень было интересно: в основном у них сварка – они гнут детали, потом их сваривают, потом окраска, всё автоматизировано! Конечно, на сварке людей много, но они сказали, что от этого будут отходить – т.е. грядет дальнейшая автоматизация, вводят новые системы контроля производства на этапе сборки, где фиксируется чуть ли не каждое движение рабочего и не пропускает дальше машину, если не будет закручен болт и так далее. Работа на конвейере очень интенсивная и люди там буквально летают: за две минуты с него сходит новая машина. Мне очень приятно, что в России после разрухи начинает организовывается производство европейского уровня. Нам бы тоже хотелось, чтобы завод, который строится у нас под Минском, его строит китайская компания, был не хуже. Но у китайцев другой менталитет.
Азат Халяфиев
Все супер! Сказать, что мне все нравится, значит ничего не сказать. Экскурсии на разные производственные предприятия! Много полезных встреч с бизнесменами и предпринимателями. Общение происходит в никаком-то официальном формате, которое обычно всех напрягает, а в режиме такой дружеской встречи. Все открыты к общению, разговариваешь со всеми успешными людьми как свой человек, без пафоса. Больше всего мне нравится, как снимает барьер общения Кузьмичев Андрей Дмитриевич. Всегда может легко разрядить обстановку. Григорий Баев отлично справляется с организацией мероприятий, все на высшем уровне. Но обязательно хочу отметить работу других организаторов школы. В частности Ярославну Рыкову — милая и отзывчивая девушка, которая опекает нас, за все время нахождения в школе. Она как лучик света, несет хорошее настроение.
Григорий Баев написал об этом так:
Насыщенность программы КЛИППЕР 2016 превышает все предыдущие годы — это уже пишу по ощущениям, а не как один из организаторов. Даже не представляю, когда команды находят время для работы над проектом. Конечно, на будущее будет здорово увеличить время школы. Почему пришли такие мысли? Потому что в четвертый день в первой половине дня студенты посетили и осмотрели Технополис Москва, предприятие по производству изделий из композитов НЦК, компанию Goodwin и завод Renault.
За первые три экскурсии огромная благодарность команде Анны Горбатовой, директора по перспективному развитию Технополиса Москва. Нашу делегацию встречала Валентина Серова и Анастасия Ульянова, которые проводили нас в красивый и функциональный конгресс-центр. Анна Горбатова коротко рассказала историю создания Технополиса и описала основные отрасли, предприятия которых они приглашают «построить домик» на территории бывшего главного сборочного конвейера и кузнечно-прессового цеха «Москвича». Это электротехника, микроэлектроника, робототехника, новые материалы, биомед и биофарма, ИКТ.
«Нам с ребятами удалось рассмотреть каждый этап создания такого сложного предприятия, как Технополис «Москва», оценить возможные риски и реальные перспективы развития подобных площадок. Надеюсь, что их интерес не угаснет, и мы сможем поработать вместе над другими проектами», — отметила Анна Горбатова. А еще Анна отметила, что удивительно видеть молодых и красивых людей не на пляже, а здесь, в Москве, в МГТУ и Технополисе, куда они пришли за знаниями.
Отдельное спасибо коллегам из Технополиса за визит в концерн Goodwin, где нас встретил генеральный директор, выпускник кафедры М7 МВТУ им. Н.Э. Баумана, Николай Корнев. Особо хочется отметить его тонкое чувство юмора, в котором собраны огромный опыт и воля к достижениям в бизнесе. Концерн «Гудвин» занимается разработкой, производством и продвижением на российский и зарубежные рынки высокотехнологичных продуктов с использованием радиотехнологии стандарта DECT (Digital Enchanсed Cordless Telecommunications). В частности, это технологическая, взрывозащищенная связь, учрежденческая, защищенная связь, внутренняя связь в территориально распределенных организациях и предприятиях. На предприятии идеальная чистота, удобно организованные рабочие места. К сожалению, экскурсия была слишком короткая, можно сказать, мимолетная. Но Николай Корнев пообещал не терять связь с МГТУ. Хочется привести его слова из интервью Корнева от 2012 года об условиях работы производственного бизнеса:
«Например, сегодня многие зарубежные компании «локализовали» свое производство в России. Ни для кого не секрет, что эти предприятия – некоторая имитация отечественного производства, которая устраивает и наших проверяющих чиновников, и зарубежных производителей. Максимум, что там делают, – собирают один тип платы, зачастую в штучных объемах. Все остальное привозят из-за границы, перепаковывают, вставляют в корпуса и приклеивают этикетку российского производителя. Ни программистов, ни тестовых комплексов, ни разработчиков для дальнейшего развития изделия – ничего у таких компаний нет или все это лишь обозначено. Как и нет в этих изделиях ничего российского.
Нужны мероприятия, реально поддерживающие российского производителя, например, фиксированный госзаказ или «правильные» таможенные правила. Знаете, насколько трудно удержать программистов, чтобы они не уехали в настоящую Силиконовую долину? Очень сложно, но нам это удается. Но не благодаря действиям государства, а скорее им вопреки. То, что творят таможенные и налоговые структуры, отсутствие каких-либо реальных преференций и налоговых льгот – это не политика поддержки российского производителя. Слышим только декларации. В реальной жизни мы государственной поддержки ни разу не почувствовали.
Тем не менее, мы живем в России и работаем в тех условиях, которые есть. Концерн «Гудвин» развивался все эти годы, и мы не намерены снижать темпы роста. Я 12 лет работаю директором в компании «Гудвин», а до этого 8 лет проработал в компании Siemens и знаю кухню западного телекоммуникационного гиганта изнутри. Я потому и пришел в российскую телекоммуникационную компанию, чтобы делать современную телекоммуникационную продукцию для России, в России, силами российских специалистов. И у нас это неплохо получается».
Вот как разошелся Григорий Баев, трудно его остановить:
Нанотехнологический центр композитов «входит в состав ХК Композит, формирует уникальный полный цикл производства композиционных материалов на основе углеволокна. На площадке НЦК проводится полный комплекс инжиниринговых работ от разработки технологий до ее внедрения». За этими умными фразами стоит производство элементов автобусов: корпусов, кабин и кузовов из стеклонаполненных полимерных композиционных материалов, а также автокомпонентов для другой коммерческой и сельскохозяйственной техники. Елена Солонарь, менеджер по развитию проектов.
Буквально бегом, так как график жесткий, участникам пришлось переместится на завод Renault, который находится по соседству с Технополисом Москва, на территории бывшего завода двигателей «Москвич». Мы пообедали в заводской столовой, бок о бок с сотрудниками предприятия. После обеда нас встретила Ольга Кудряшева, которая работает в департаменте с интересным названием «Talent & Development». Оказывается, завод Renault в Москве и Тольятти не первые предприятия концерна, которые появились в России. Оказывается, в 1916 году «высочайше утверждено решение о создании на основе государственного кредита пяти автомобильных заводов, в том числе в г.Рыбинске (АО «Русский Рено»)». Но уже в 1924 году принято правительственное постановление о передаче завода в систему предприятий авиационной промышленности. На базе предприятия создано современное НПО «Сатурн».
Перед собравшимися выступил Дмитрий Яцко, руководитель проектов департамента сборки. Он поделился, что главное в жизни и в работе не деньги, хотя нужно зарабатывать хорошо и чтобы на все хватало. Главное, любить свое дело и мечтать, тогда появляется мотивация. Например, он не знал французского, когда устраивался на завод. Но когда он начал расти по карьерной лестнице, он понял, что у него два пути — либо учить язык любыми средствами, либо попрощаться с предприятием. И он выучил язык самостоятельно. Теперь по работе он ездит по разным странам и городам, уже побывал во Франции, Румынии, Турции. Но самое большая мотивация для него выглядит так: «Я своими руками держал эскизную модель Renault Kaptur во Франции, а затем вел проект внедрения этой модели в производство. И теперь эта машина запущена, она ездит по дороге! Вот это и есть счастье!
После презентации студенты были счастливы оказаться на конвейере Renault. Стоит отметить, что конвейер движется с непривычно быстрым тактом — всего 1 минута 40 секунд. Мощность предприятия порядка 180 тысяч автомобилей в год. Всюду снуют автономные передаточные тележки, которые заменили комплектовщиков и подвозят к рабочим местам необходимые комплектующие в режиме Just in Time. Приятно отметить, что автоматизация функций комплектовщиков и внедрение автоматических тележек с обратной связью — собственный проект московского предприятия, а не французская калька. То же можно сказать и о модели Kaptur, которая разрабатывалась под московский завод. Стоит отметить, что производство не работает на склад. Автомобиль производится только после поступления заказа. И на конвейере модели идут в абсолютно в случайном порядке: Renault Duster, Kaptur, Nissan Terrano. В финале презентации мы сделали фото на фоне «марьяжа» — «свадьбы» кузова и ходовой части, а также на фоне участка сварки кузова. Ярославна Рыкова осталась в восторге от экскурсии и отметила, что как было бы здорово, если студенты второго курса кафедры «Экономика и организации производства» перед началом курса «Организация производства» посещали с экскурсией завод Renault. «Расчет такта, производственного цикла, конвейера — все бы стало понятно. А главное, появилась бы отличная мотивация для изучения!»
Иные, не менее сложные вопросы обсуждали участники панельной дискуссии по внутрифирменному предпринимательству Кирилл Кучкин, Владимир Костеев, Андрей Кобзев, Алексей Фоменко, Надежда Копытина и Виктория Казарян. Обсуждали так горячо, что вовлекли всех в дискуссию, даже Игоря Пантелеева! Такие диспуты помогают понять простые вещи о том, где и как рождаются производственные инновации.
Возьмем простой пример, из гущи жизни – свинину, точнее, отходы свинокомплексов, ведь обычная свинья выделяет их в день до 16 килограммов. Так вот, замену традиционной нефти нашли в одном из университетов Северной Каролины, где разработали процесс, позволяющий использовать свиной навоз в качестве дешевой замены нефти при производстве дорожного асфальта. Оказалось, что это сырье намного дешевле и экологичнее, чем существующие на рынке США вяжущие на основе нефти. Группа исследователей создала компанию Bio-Adhesives для расширения разработок. По их словам, такое производство могло бы решить серьезную экологическую проблему — большие объемы сточных вод из ферм в сельскохозяйственных штатах страны. Ученые нашей страны предлагают более радикальное решение проблемы отходов. В публикации В ТГУ предлагают использовать отходы свинокомплекса для освещения города речь идет о том, что ученые НИИ биологии и биофизики университета усовершенствовали технологию переработки органических отходов в биогаз.«С помощью электроактивации мы увеличили скорость брожения биомассы в три раза. При этом, что самое главное, нам удалось добиться того, что содержание углекислого газа на выходе управляемо стремится к нулю. То есть в результате процесса брожения мы получаем уже не смесь газов, а почти чистый биометан», — поясняет сотрудник НИИ ББ Александр Яговкин. Увы, вместо решения проблемы и создания компании, вновь чудесная легенда о том, что « томские ученые предложили использовать при процессе сбраживания биомассы электричество. Это позволит придать бактериям дополнительную энергию и ускорить их работу».
фото Вильсура Нафикова и пресс-служб предприятий и технополиса Москва
Обратную ссылку с вашего сайта.
Комментарии(2)
Дмитрий Даньшов
| #
Было очень интересны все производства. Для меня особенные эмоции вызвал завод RENAULT. На АЗЛК мног лет назад я проходил технологическую и преддипломную практику. Прекрасно помню АЗЛК на полном ходу, и скачек в технологиях сборки от жеского конвеера, собирающего одну модель в одной комплектации к гибкому производству нескольких моделей на на одной линии впечатляет. До этого подобное я видел только на TOYOTA. И производительность современного производства на 50тыс квадратных метров равна производительности всего АЗЛК на 500тыс метров «новой территории» в 1998году. Впечатляет! Вот только жаль, что вопрос «А куда девалось все оборудование завода двигателей» остался великой тайной. Неужели в переплавку новые линии отправили в лихие годы? Станкоимпорт туда закупил ЛИБХЕР и ЕМАГ. Современный даже по сегодняшним меркам завод был! Могли бы сейчас российскими двигателями все автосборочные производства в стране комплектовать! И еще бы на экспорт осталось….
Ответ
Игорь Пономарев
| #
Интересно было побывать на автомобильном заводе. Автомобили, с ними связано мое инженерное образование. И как будущий инженер, я проходил практику на ЗИЛ. В цехе двигателей, работал на конвейере четыре недели. Это был ад. Работа однообразная, две смены, душно, жарко, с потолка капает масло. Удалось поработать и с 7:30 и вторую смену до 23:30. Рабочий пост был достаточно простым, я ставил трубку ограничителя оборотов двигателя. Нас разбросали по всему конвейеру, поговорить не с кем, рядом ловко работали парни лет по 15 из Казахстана, какой-то мужик работал за обещание возможности купить ЗИЛ. Монотонность работы, не отойти, не поговорить. Берешь, продеваешь, наживляешь, закручиваешь. И снова, и снова… Детали заканчиваются идешь берешь связку и снова. Один мастер на линию из 50-ти человек.Весь инструктаж и вхождение в работу заняло пять минут.
Производственная линия была «заточена» под один двигатель, иногда правда шли двигатели какие-то особые и я тогда отдыхал….
И вот РЕНО, смотрю и удивляюсь, прошло более двадцати лет, а кое-что изменилось! Тележки едут сами, три модели на одном конвейере, проверка качества, больше роботов, называется это не цех, а департамент, больше порядка, чистоты, информированности, модульности. Настоящий простор для инженерной мысли и непрерывных улучшений.
Ответ