ВО ВСЯКОЙ КОМАНДЕ ВСЕГДА ВСЁ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛИДЕРОМ
Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников в статье Заслушанные наставники молодежи (Газета «Коммерсантъ» №28 от 15.02.2018, стр. 5), славно пишет, как в Ново-Огарево три участника форума «Наставник» встретились с президентом страны. «А как правило вы, когда работаете с наставниками, имеете дело именно с такими людьми…— отметил президент.— Все мечтают, чтобы эта профессия развивалась, чтобы дело, которое делает этот человек, оказалось в будущем в надежных руках. Думаю, что в этом как раз и сама суть наставничества»! С этой модной темой мы с Григорием Баевым нос к носу столкнулись в самом конце декабря, когда навестили коллег из Промышленной Группы «Приводная Техника». Сначала нас встретил замечательный выпускник училища Краснов Дмитрий Валерьевич, Председатель Правления этой самой Промышленной группы. И во время беседы в переговорную тихо вошел настоящий профессор. Оказалось, что это Георгий Борисович Онищенко — научный руководитель Промышленной Группы «Приводная Техника», ставший в свое время научным руководителем Дмитрия по кандидатской диссертации, защищенной с блеском. Но вряд ли коллеги по группе компаний знают, что история жизни Георгия Борисовича похожа на жизнь легендарного Чарльза Фини (Charles F. Feeney). Создатель сети магазинов Duty Free Shoppers родился, как и Онищенко, в 1931 году. Кстати, Мария Федоришина в публикации Самый бедный миллиардер в мире пояснила, кто учился у Фини: «Чак любит говорить, что никто из нас не знает всех ответов, — сказал про Фини Билл Гейтс, — но я знаю, что мы с Мелиндой многому научились у него за время, проведённое вместе». Много теплых слов о своем учителе сказал Дмитрий Валерьевич Краснов, представляя коллегу: это и профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ и, самое главное, один из основателей российской электроприводной техники. И вот мы остались в переговорной наедине с профессором, и вот он тихо и неторопливо начал беседу.
проработал сознательную жизнь в электротехнической промышленности.
Расскажите, пожалуйста, о себе.
Если о себе рассказать, я в основном проработал сознательную жизнь в электротехнической промышленности. Много лет был заместителем директора по научной работе очень крупного центра. Промышленность знал, участвовал в создании уникальных разработок для атомной промышленности, металлургии и прочих отраслей. Но наступает время, когда человек стареет, вот тогда и ушел в вуз – в Московский государственный открытый университет. Этот крупнейший в России вуз был чисто заочного образования, сейчас он вошел в состав Московского политеха. Там я проработал лет двадцать заведующим кафедрой.
устанавливала прямую связь с производством.
Как вы пришла на это предприятие?
С Димой Красновым я познакомился просто: он был моим аспирантом. Потом у нас нашлась общая тематика, интересующая обоих. Что хорошо было в Открытом университете – заочная система при всех минусах отличалась от очной формой тем, что устанавливала прямую связь с производством. Связь была естественная. Это очень много давало. Мы с Дмитрием пытались пробивать такую идею: в последние годы, когда чуть стала подниматься промышленность, стала чувствоваться новая индустриальная революция, то на предприятиях появилась беда – кадры среднего звена. Полное отсутствие инженерных кадров среднего звена! Вузы при переходе на балакавриат восполнить это не могли по двум причинам: ребята не слишком шли в вузы, тем более в провинциальные, и они не были готовы к практической работе. Бакалавриат, как его поставили у нас, ничего практического не дает. Очень важно для нашего времени поставить вопрос о переподготовке кадров, промышленных! Я довольно хорошо проработал методически все эти вопросы. Всё упирается в совместное партнерство: предприятие и либо государство, либо вуз. Это должно быть без отрыва от производства! Иначе мы опять лучших работников вынем из производства, а они должны учиться и работать. Вот тут и возникла идея с лекций: надо подготовить для них такой методический аппарат, который бы позволял бы им вне работы учиться.
К одной работе добавлялась другая.
Как вы пришли в компанию, что вы здесь нашли?
Как пришел? Пришел потому, что хорошо знаком с Дмитрием Валерьевичем. И не только с ним. Ведь некоторая общность специалистов существует. У нас была очень сильная ассоциация инженеров по электроприводам в России. Я был её председателем. Но сейчас всё развалилось, откровенно говоря. Есть некоторые ассоциации, которые живут, а есть и такие, что в сегодняшних условиях не могут выполнять свои функции. Я все время был у них консультантом. К одной работе добавлялась другая. Вот изобрели мы линейный привод станков-качалок. А еще, прихожу сюда и на меня набрасывается куча молодых людей. Эти молодые люди сильно отличаются от предыдущих поколений. Здесь есть два момента: раньше нужен был диплом, сегодня это уже в меньшей степени; появилось очень много иностранной техники и нужны новые знания. Это меняет положение дел. А еще нужна компьютерная грамотность!
во всякой команде всегда всё определяется лидером.
Считается, что очень важно уметь работать в команде. Что вы об этом можете сказать?
Всегда это было. Команда, даже в этой компании, не может быть достаточно большой – 5 ил 7 человек, даже иногда 3. Естественно, что во всякой команде всегда всё определяется лидером. Он носителем идеи должен быть. Так что всё, повторюсь, зависит от руководителя этой группки.
это, в конечном итоге, изменение цивилизации.
Что вы думаете о цифровом производстве?
Если говорить о странах, то впереди Германия и Швейцария. Хотя я только что был в Китае и как-то у них подспудно очень многие этим занимаются. Они очень много занимаются искусственным интеллектом и считают, что выходят на какие-то передовые позиции. Но вся эта тематика, цифиризация, она ведь очень многообразна: это не только изменение технологии, это, в конечном итоге, изменение цивилизации. Вот в торгово-промышленной палате летом, где я выступал, сразу стали задавать вопросы: что же будет с людьми? куда уйдут все люди из компаний? Определенного ответа на эти вопросы нет. Но швейцарцы сказали, что надо заканчивать работать, надо начинать жить! Вот давайте привыкать к этому. Но остаются ведь все творческие профессии, без исключения, очень развивается сектор программирования, но это будут новые люди с новым образованием и мировоззрением. А бояться, что люди будут без работы, не стоит, в Швейцарии уже принят закон, разрешающий человеку уйти с работы из частного сектора и он будет получать то же материальное обеспечение от государства. К этому же идет и Норвегия. Кстати, все говорили: не будь этой «эмиграции», мы бы в этом направлении сильно продвинулись.
А немцы говорят: с этого надо начинать!
Кто в России конкретно занимается цифровизацией и какие предприятия делают первые попытки в этом направлении?
Знаете, это всё у нас возникло буквально несколько месяцев назад. В мае впервые это где-то прозвучало. Я сейчас не вижу никакой централизованной линии государства в этом вопросе. Другое дело, отдельные предприятия. Таких предприятий, я думаю, в России не мало. Они занимаются модернизацией технологий, от этого никуда не деться. В целом можно сказать, что начинается внедрение цифрового управления на стадии производства. Но в самом управлении пока всё глухо! Весь аппарат невероятный сопротивляется! Он будет сопротивляться до бесконечности. А немцы говорят: с этого надо начинать!
Вот так завершилась встреча с профессором Онищенко. И тут, пусть не сразу, вновь тема связи поколений стала более осязаемой: вот Андрей Николаевич Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ: среди них В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, М. Л. Миль, С. А. Лавочкин. Но был еще один, не менее именитый. Сергей Юферев в произведении Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам (Военное обозрение, 14 января 2016), напоминает всем, что осенью 1926 года Сергей Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище: «Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников».
Почему ученики нужны талантливым профессорам и академикам? Николай Георгиевич Бодрихин, автор произведения Туполев., выдвигает такую версию: оказывается слова великого гражданина страны, набранные золотыми буквами, «украшают сегодня одну из центральных колонн в холле его конструкторского бюро в Москве, что на набережной Туполева: “Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей”». Добавим, что прогресс должен быть в надежных руках!
Фото Григория Баева
Теги:Баев Григорий, Георгий Борисович Онищенко, Дмитрий Краснов, Промышленная Группа «Приводная Техника»
Обратную ссылку с вашего сайта.