Пошаговое руководство по открытию частного бизнеса: российский опыт
Пошаговое руководство по открытию частного бизнеса: российский опыт — М.: Вершина, 2006 — 272 с.
Ведомости 21.11.2006, №219 (1746)
КАК ПОТРАТИТЬ
Что делать, если даже после отпуска и трат на себя, любимого, остались свободные $20 000? Можно отнести деньги в банк или другое финансовое учреждение, уверяющее вкладчиков, что именно там деньги размножаются быстро. Прочитав “Пошаговое руководство по открытию частного бизнеса”, можно купить себе дело и стать владельцем своих средств, прилагая максимум усилий, чтобы их стало больше, чем в банке.
Итак, у вас на руках $20 000. На них, по уверению экспертов, опрошенных газетой “Деловой Петербург”, можно купить: один компьютерный клуб или автостоянку, два фотосалона или одну мини-пекарню, швейное производство или предприятие по производству плитки, агентство недвижимости или два салона красоты, три кадровых агентства или восемь прокатов видеокассет. Рейтинг ликвидности готового бизнеса, помещенный в книге, ставит на первое место в сфере услуг салоны красоты, автостоянки, предприятия автосервиса, рестораны, бистро, кофейни в оживленных местах, туристические фирмы. В сфере производства на первом месте стоит пищевой сектор (кондитерское, мясоперерабатывающее производство), на втором — мебельное производство, производство окон ПВХ, типографии. Впрочем, возможны варианты и для тех, у кого денег вообще с гулькин нос, и для тех, у кого их избыток.
Начнем с первых. Любители соображать на троих: троим по силам создать фирму по тонированию стекол — могут заняться этим делом. Но вредные привычки им придется оставить дома. “Основной сложностью в бизнесе по тонированию считается деятельность персонала, — раскрывает секрет успеха этого бизнеса генеральный директор фирмы «Мир пленок» Дмитрий Александров. — Выбор места, объем вложений отходят на второй план, поскольку любая неточность или неаккуратность, допущенная при монтаже пленки, сразу проявляется на стеклах, что не позволяет скрыть брак”. Но игра стоит свеч: при вложении от $1000 (расходы на помещение и регистрацию, инструмент и рулон пленки) ежедневный доход при обслуживании одного-двух клиентов ежедневно “составит в среднем $3000 в месяц”, и на самоокупаемость можно выйти уже через один-два месяца. Можно выбрать из 70 предложенных в книге честных способов вложения денег и другие варианты, включая производство кубикового льда, организацию магазина зоотоваров или птицеводческой фермы, багетной мастерской или мясной лавки (один “только попкорн приносит до 700% прибыли”).
Однако если доход от попкорна зависит от места торговли, себестоимости и честности персонала, как полагает генеральный директор “Техники плюс” Павел Брайнин, то лучше, располагая серьезными средствами, вкладывать их в вендинг. Ведь торговый автомат зарабатывает деньги сам, и с его помощью можно организовать торговую точку практически в любом месте. “Срок окупаемости кофейного аппарата — в пределах одного года, — делится опытом Сергей Матвеев, генеральный директор компании «ПиМ», обслуживающей 500 автоматов по Санкт-Петербургу. — Прибыль с одной чашки кофе, проданной автоматом, — минимум 500%”. С этой прибылью могут поспорить кофейни, где, как отмечено в книге, “чашка кофе приносит в реднем 600% прибыли, чашка чая — 1000%, порция десерта собственного приготовления — З50%, десерт от компании-поставщика — 100%”. Авторы сборника особо отмечают, что кофейня считается очень выгодным бизнесом из-за высокой рентабельности: при средней сумме инвестиций в открытие кофейни площадью порядка 200 кв. м в $200 000 срок окупаемости — 1-1,5 года при доходности вложений не ниже 60% годовых.
В книге еще масса примеров успешных деловых начинаний, но они так не похожи на импортные хеппи-эндовые заготовки из большинства схожих книг, начинающихся со слов “Есть 100 верных способов…”. В них любому читателю видны не только плюсы, но и минусы любого бизнеса. Главный минус своего дела и основная забота владельцев — кадровый голод. Так, магазину мультимедийной продукции с торговым залом площадью 100 кв. м потребуется порядка восьми сотрудников. “Важнейший сотрудник такого магазина — менеджер по закупкам, — уверен генеральный директор компании «Союз-Север» Николай Елисеев. — Он может стать для владельца настоящим кладом, а может разорить начинающее предприятие”. Елисеев считает: хорошего специалиста сложно найти “на улице” и почти невозможно переманить из успешного предприятия, лучше искать толкового человека среди знатоков музыки. Ему вторит генеральный директор фирмы “Профлайн” Игорь Семенов, занимающийся ремонтом квартир. Он убежден: экономить на зарплате рабочих или тем более “кидать” глупо хотя бы потому, “что слухи среди рабочих о сомнительной репутации фирмы в Петербурге распространяются молниеносно и хороший специалист просто не придет к вам работать”.
Среди минусов частного бизнеса не виден административный ресурс. Быть может, в школы танцев, куда постоянно, по уверению составителей, ходят за хорошим настроением менеджеры среднего и высшего звена, а также люди творческих профессий — модельеры, парикмахеры, web-дизайнеры, — ходят и чиновники всех ветвей власти? И уже там, а не в коридорах власти решается судьба бизнеса.
ЦЕННЫЕ МЫСЛИ
Портрет продавца
В Петербурге существует дефицит квалифицированных продавцов. Нередко хозяева магазинов самостоятельно обучают подчиненныx. Идеальный портрет продавца: женщина средних лет с высшим образованием.
О покупателях бизнеса
Всех покупателей готового бизнеса можно условно разделить на профессиональных инвесторов (лиц, имеющих определенный опыт в приобретаемом бизнесе) и «непрофессионалов».
Первая группа является преобладающей, включает в себя успешных предпринимателей, расширяющих свой бизнес, крупные компании, развивающие бизнес за счет поглощения компаний-одиночек, а также менеджеров среднего и высшего звена, оставивших работу на хозяина. «Профессионалы» покупают компании, работающие в той отрасли, где уже имеется значительный опыт.
«Непрофессионалы» вкладывают средства в покупку предприятий, управление которыми рассматривается как простой и понятный процесс, не требующий специальных знаний. К этой группе относятся начинающие предприниматели, а также мужья, преобретающиее бизнес для своих жен.
О СОСТАВИТЕЛЕ
Лилия Агаркова – редактор раздела «Свое дело» газеты «Деловой Петербург»
Обратную ссылку с вашего сайта.