ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА. УЧИТЕСЬ ЦЕЛОВАТЬ ЛЯГУШЕК — 10 БАЛЛОВ. ЗАМЕТКИ О ЛИДЕРСТВЕ
Аннотация к книге «Учитесь целовать лягушек. И другие рецепты лидерства IBM» (М. ИКСИ, 2013) скучна и совершенно не цепляет. «Рекомендуется собственникам компаний, руководителям всех уровней и студентам бизнес-школ», — уверяют издатели. Такое впечатление, что аннотации к абсолютному большинству книг, как и инструкции для пользователей различной техники, пишут люди, абсолютно не понимающие, что они продают. Что в книге найдут для себя собственники компаний? Каких? Крупных отечественных или международных, среднего бизнеса или малого? Или её взахлеб станут читать менеджеры совместных предприятий, где отлаженные бизнес-процессы оставляют время для личностного роста? Или книгу будут читать все уровни менеджмента отечественных госкорпораций, чтобы радостно возвестить членам совета директоров: мы стали лидерами!
На мой взгляд, книга интересна всем, кто пытается самостоятельно разобраться в проблематике лидерства вне зависимости от того, где он или она работает. И не только лидерства, кстати. Джонстон (Джек) Бич (Jack Beach) не просто ведущий консультант по подготовке руководящих кадров в компании IBM. До прихода в компанию он отдал военной службе тридцать лет, став полковником и директором программ по психологии Военной академии США (Department of Behavioral Sciences and Leadership at the United States Military Academy) в Вест-Пойнте. А еще он прошел Вьетнам, а для миллионов американцев поражение в этой войне стало уроком на всю жизнь. Именно поэтому начало одной из глав так понятно нам в России, пережившей войну и заслужившую Великую победу над фашизмом.
«Что тут смотреть? Просто гребаная куча имен!» последний тридцать лет я не раз слышал и этот вопрос, и этот ответ, — пишет Бич о встрече на мемориале ветеранам войны во Вьетнаме. — Остановившись и повернув голову, я почти лицом к лицу оказался с красивым молодым человеком. Он выглядел так, как будто пришел на кастинг моделей в Brooks Brothers. В столице был ясный, теплый августовский денек; на нем были теннисный джемпер с аккуратно прилегающей горловиной, голубая рубашка с рисунком и брюки «хаки», каких не купишь в супермаркете. Можно было представить, что и подружка у него такая же симпатичная – из благополучной семьи и с членским билетом в лучший университетский женский клуб в кампусе. Выглядел этот молодой человек сногсшибательно. Однако его поведение было еще более ошеломляющим. Он обращался к приятелю, который ушел вперед. Но почему в такой отвратительной манере? Зачем так громко? И почему именно здесь»?
У нас в России происходит нечто похожее: недавно журналистка Ольга Романова высказалась в твиттере по поводу открытия Федерального военного мемориального кладбища. Корреспондент Накануне.RU пишет: «По словам Шойгу, это кладбище «должно стать местом, где будет сохранена память о выдающихся гражданах страны», а, по мнению Романовой, это просто «кладбище домашних животных». Так она и написала в своем микроблоге: «Челобитьево — отличное место, и название подходящее. Шойгу заложил первый камень кладбища домашних жывотных…».
Бич писал книгу почти 40 лет: после возвращения из Вьетнама он набросал первые заметки, потом, на протяжении нескольких лет, понемногу дополнял их, засовывая заметки «в папку из манильской бумаги». «Я бы сказал «складывал», но этот процесс был далеко не таким упорядоченным: я просто совал в папку клочки бумаги с нацарапанными на них отрывочными фразами», — пишет Бич. Вот и книга получилась с «отрывочными» главами, где есть личная боль за трагедию во Вьетнаме и беседы о лидерстве, которые автор ведет на протяжении всей своей жизни.
«Лидерство связано с постоянным и плодотворным продвижением людей по дороге в будущее», — выдает максиму Бич, часто ссылаясь на научные авторитеты и исследования. Лично я, неплохо знакомый со многими основателями и владельцами успешного современного бизнеса в России, в их числе Наталья Касперская, Игорь Ашманов, Надежда Копытина, Давид Ян, Дмитрий Зимин, Дмитрий Новиков, Анатолий Карачинский и другие, нашел в книге ключевую фразу об из вкладе в бизнес. «Как это часто бывает, за благие дела полагается поплатиться чем то личным. Если бы правильные вещи делались легко, без всякого риска и всегда заканчивались хорошо, то все бы их только и делали, — пишет Бич. — Руководители должны быть готовы заплатить личную цену – неизбежную плату за лидерство. Лидерство – не для слабонервных». Цена эта не измеряется личными финансами или членством в околовластных советах и комитетах, она – прямое следствие усилий по формированию команды, способной победить конкурентов.
Вот какой рецепт по созданию такой команды предлагает Бич, называя его «5 основных показателей доверия»: у руководителей должна быть уверенность в том, что их сотрудники (1) знают, что делать; (2) знают, как это делать; (3) знают, почему они это делают; (4) знают, зачем они это делают; и (5) имеют возможности для того, чтобы это сделать. На основании этих показателей он предлагает руководителям заполнить таблицу «Какие «признаки жизни» подает ваше доверие?» Жаль, что в книге нет пояснений о том, кто, где и как заполнял эту таблицу, зато есть ссылка на то, что в IBM постоянно действует Группа по интеграции и ценностям (ГИЦ), состоящая примерно из 300 членов – руководителей IBM самого высокого уровня. «Им поручена задача интеграции IBM методами руководства по ценностям, — нескладно читается в книге. — Кроме руководства своими подразделениями или функциями, они должны выполнять роль интегрирующего звена в рамках всего матричного предприятия IBM. Инициатива ГИЦ – это обучающее мероприятие с использованием технологий вовлекающего обучения или обучения действием».
Что за новояз такой – матричное предприятие? Есть матричная система управления, которую с успехом применяют ведущие мировые компании. Вот еще один перл перевода: «Чтобы обеспечить успешное развитие в самые неблагоприятные времена, нескольких выдающихся руководителей в высшем эшелоне управления недостаточно. В такие времена успех зависит от глубины руководства. Организациям нужно, чтобы по всей «толще» — в каждом сегменте и на каждом уровне компании – были распределены люди, которые обладают соответствующими способностями и хотят быт вовлеченными в дела руководства независимо от их позиции в иерархии управления, чтобы обеспечить работу компании в той части, за которую они отвечают». Так и хочется написать о том, что при подготовке книги к публикации следует на каждом уровне подготовки обеспечивать качество работы и её контроль.
В финале книги Бич приводит 19 принципов его философии руководства («и этот счет продолжается, он пока не закрыт»). Мне понравился такой: Лидерство требует цельности и принципиальности. Значение имеет только принципиальность, подтверждаемая личным примером в повседневной жизни. Какой запомнится внимательному читателю этой неплохой книги? Вполне возможно, что кто-нибудь станет составлять свои принципы философии руководства и преуспеет в жизни и работе!
Теги:5 основных показателей доверия, IBM, Анатолий Карачинский, Давид Ян, Джонстон (Джек) Бич (Jack Beach), Дмитрий Зимин, Дмитрий Новиков, Игорь Ашманов, ИКСИ, матричная система управления, Надежда Копытина, Наталья Касперская, Ольга Романова
Обратную ссылку с вашего сайта.