КАК ВЛАД ДОРОФЕЕВ НАЩУПАЛ ТЕПЛОТУ БИЗНЕСА
12 ноября 2013 года почти синхронно, в одно и то же время, выступали два замечательных человека: Элон Маск и Влад Дорофеев. Первый рассказал о новой идее: он собирается построить самолет на электрической тяге. Его новая идея проста — Маск мечтает об электросамолёте с вертикальным взлётом и посадкой, способным развивать сверхзвуковую скорость, пишет Евгений Золотов. и добавляет, что базироваться такие летательные аппараты смогут максимально близко к городам (взлётная полоса не требуется), перевозить значительное количество пассажиров за раз, покрывать большие дистанции. Второй рассказал о новой книге, где описана история компании мечты и её основателя – Аркадия Воложа, компании, ворвавшейся в мир большого мирового бизнеса и конкурирующей с Google. Но не просто рассказал, а добавил перцу в историю нынешнего бизнеса в России, не забыв подлить масла…
Ирина Гусинская, заместитель главного редактора издательства, отметилам, что у Владислава есть фантастическая способность писать честные и правдивые книги, «журналистов такого уровня в России фактически нет, что в аудитории сейчас уникальный человек, который может потратить несколько лет на разработку одной темы, и потом скрупулёзно, тщательно и кропотливо выписывать каждое слово. Всё у него продумано до мелочей». А потом Владислав отвечал на мои вопросы:
Что за типаж человека из русского бизнеса?
На самом деле каких-то особенных качеств, относящихся к бизнесу, у российских бизнесменов, может быть, и нет, так или иначе, все эти качества тиражируются. И даже не только относящихся к бизнесу: например, благотворительность – общее место для большого бизнеса, который понимает и чувствует свою ответственность перед обществом. Например, были такие годы, когда Дерипаска до 80 миллионов в год отдавал на благотворительность. Собственно, об этом вообще не писали. А вот на собственные деньги Волож и компания Яндекс содержит уникальную Школу анализа данных. Это, по сути дела, возрождение советской выдающейся математической школы. Он сделал то, что провалило благополучно государство… теперь школа штампует кадры для Яндекса. Сначала была практическая задача – воспитать подрастающее поколение, будущие кадры для Яндекса, потому что в гонке с Google, а это реальная гонка, не на словах, Google реально боится, точнее, опасается Яндекса…. Победить может только лучший. В данном случае, не тот, который зарабатывает больше денег, а тот, у которого лучшая математика, а лучшая математика – это, прежде всего, лучшее специалисты. Для этого Волож собрал со всего мира уехавших из России математиков, лучших математиков. Кто-то не смог вернуться, то-то не захотел… они сюда приезжают, читают здесь лекции. Тем не менее, математический советский свет сейчас в Школе анализа данных. Кстати, она работает и для студентов тоже, в том числе и для вас. Просто очень большой конкурс, но, тем не менее, может поступить каждый. Это благотворительность в чистом виде. В абсолютном виде. Повторюсь, такое качество у многих бизнесменов есть. Но есть какая-то… Ирина упомянула про книгу Бренсона, выдающийся человек, я прочел его книги, изданные в России, но вот в нем, я не знаю, как это определить, каким словом… у меня личное впечатление, эта история была для меня пятая, после Касперского, Дерипаски, Абрамовича и Прохорова. У наших бизнесменов есть особая теплота. …. Эта теплота, может быть, я впервые сейчас это нащупал… люди, вышедшие из нашей с вами страны, живущие и работающие рядом, они больше открыты нам с вами. Какое-то такое ощущение.
А эта теплота помогает выживать в нашей стране, в непростой среде бизнеса?
Я сейчас еще один пример вспомнил: в Ъ есть русский фонд помощи, первый благотворительный фонд в России. Его в 1996 году создал мой товарищ . Он мне рассказал удивительную вещь, его часто приглашают на различные конференции, где он выступает, по всему миру ездит, главное отличие между жертвователями в России и всего остального мира в том, что в России жертвуют не на показуху – 99 % людей, которые приносят деньги фонд, просят, чтобы их имена не оглашали. Это какая-то странная наша особенность.
В России Google бит. Полностью.
Как книга писалась. Это не муки творчества, а муки времени. Задумана книга была как тема года три тому назад. Реальная работа заняла примерно года два. Большую часть времени отнял сбор информации, причем все открытые источники, которые я использовал, отрабатывал, цитировал или просто использовал никак ни упоминая, они все здесь, в конце книги. Получилась даже библиография. Любопытная, как мне кажется. Одновременно с этим я встречался с Воложем. Правда, только один раз. После нашей встречи, достаточно исчерпывающей беседы, когда он узнал, что я не буду исправлять в книге те места, которые ему покажутся порочащими или что-то еще, с чем он будет не согласен, он отказался со мною дальше встречаться.
У меня есть такой принцип: я книги пишу те и про тех людей, которые мне самому интересны. Я никогда не правлю книги. Я не под заказ их делаю, а, что называется, по велению сердца и профессии. Помимо всего прочего, поскольку я в деловой журналистке многие годы проработал спецкорром, приобрел огромное количество контактов. Многие контакты просто задействовал. В процессе работы над книгой с кем-то я встречался, причем не всегда специально, потому что эта компания одновременно и либеральна, и, в тоже время, автократична. Поэтому никто из работающих в этой компании людей не позволяет себе сказать лишнего слова без согласия на то Воложа. Не потому, что его боятся. Это глубокое уважение к своему лидеру. Оправданное уважение. Поэтому я даже и не пытался людей искушать, ставить их в неловкое положение. Просто были какие-то беседы. Эти два года я работал без выходных. Много бессонных ночей. Пропущенные отпуска. Моя семья это подтвердит. Они терпели отсутствие отца в буквальном смысле этого слова. Эту книгу я посвятил своим детям.
Все мои герои личностно выше меня. Это слово не очень точное, но Волож самый умный из всех моих героев. Я чувствую сейчас опущение пиетета – человек, который выше меня по своим личностным характеристикам во всех смыслах этого слова. Я говорю не об эмоциональной, не о человеческой стороне, хотя об этом в книге я очень много написал, потому что мне было важно разобраться в нем. Поэтому, это было еще и испытание, для меня это был мужской поступок. Мне надо было закончить книгу в любом случае. Может быть, это нездоровое самолюбие. Иногда было такое опущение, что у меня останавливается сердце. Коллеги из издательства Альпина, Ирина и Сергей Турко, главный редактор, удивительные ребята. У них непосредственная вера в автора. Во многом, благодаря этой вере, я проскакивал очень тяжелые моменты, потому что я не освобожденный литератор. На эти деньги невозможно жить. Я журналист.
Я подумал, что несправедливо людям, пользующимся этой поисковой системой, почтой и многими другими примочками, не знать, что за люди там, внутри этой компании. Мне самому стало интересно. Я захотел раскрыть эту банку консервную и посмотреть, кто там: тараканы или же люди, которые вызывают уважение, там все по-настоящему, или же это какая-то темная история. В буквальном смысле этого слова. Для меня это расследование в чистом виде. Это один из самых моих любимых жанров: все книги у меня построены в жанре расследования.
Русский бизнес я описываю с первых кооперативов, когда еще Советский Союз существовал. С тех пор запах дубленых шкур, на которых зарабатывали деньги первые кооператоры и будущие олигархи.. за городом открывали во временных сарайчиках. Я так параллельно с ними и живу эти долгие годы, пишу про них.
Я для себя вывел универсальный принцип, универсальную формулу и стараюсь ей соответствовать: когда не знаешь, как поступить, поступи так, как максимально трудно для тебя самого и жалеть себя нельзя ни в коем случае. Главное, чтобы сил каждый день не оставалось ни на грош.
Я подметил, когда работаешь над книгой, над большим проектом, ты становишься совершеннее, чем обычный человек. Потому что сама тема, и тот распорядок жизни, в который себя вбиваешь, вписываешь в эти рамки, они тебя поднимают. Делают тебя лучше. Когда делаете большой проект и возвышаетесь над буднями, капитализируйте свои достижения. Пытайтесь зафиксировать их. Потому что когда вы попадаете в яму между проектами, на этом драйве вытащить самого себя к следующему проекту.
Я убежден, что как бы не относились в компании к этой книге, и сами авторы, придет время и они её заново откроют. А те люди, которые будут приходить в эту компанию через годы, когда эти герои не будут работать там, они будут читать эту книгу. В этом я убежден абсолютно. Это история русского бизнеса, такая, какая она есть, какая она увиделась конкретно отдельно взятому человеку. Просто таких историй должно быть много, чтобы можно было сравнить.
Автор пришел на встречу с семьей и мне захотелось узнать, что она, его большая семья, где шестеро детей, думает о нём. Я попросил кого-нибудь спуститься к столу, где сидел автор. Маленькая Маша смущенно присела на краешек стула и я озадачил её таким вопросом: Маша, а какой у тебя папа? И вот что она ответила: ПАПА ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ, ХОРОШИЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ. Наверное, то же самое можно сказать о Владе Дорофееве, закрывая книгу ЯНДЕКС ВОЛОЖА.
Я, как читатель, вывел свою интерпретацию мыслей дочки: Добрый, потому что щедро делится с читателем своим видением мира; Хороший, потому что успевает во времени писать книги; Справедливый, потому что честен по отношению к самому себе и к читателям книг, где описаны истории русского бизнеса без прикрас и показухи. Правда, что будут думать те, кто задал три самых интересных вопроса и получил книги с автографом, я не знаю. Возможно, они составят свое мнение о Владиславе Дорофееве.
Больше фото в наших группах:
Теги:Аркадий Волож, Владислав Дорофеев, Евгений Золотов, Евгений Касперсий, Лев Амбиндер, Михаил Прохоров, Олег Дерипаска, Роман Абрамович, Сергей Турко, Элон Маск
Обратную ссылку с вашего сайта.