ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА. ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ ВОЛОЖА — 11 БАЛЛОВ
Как пишет Борис Шпотов в книге «Генри Форд. Жизнь и бизнес», гений американского автопрома совершал «таинство» рождения новой модели, покорившей весь мир, за дверями нового конструкторского бюро в Детройте, где конструкторы и сам Генри засиживались до полуночи, а расходясь, запирали комнату и отдавали ему ключ. В книге Владислава Дорофеева об этом сказано вскользь: Роберт Стабблбайн, двухметровый выпускник Williams College, как-то спросил (имел право как совладелец) Воложа: «“Вот эти пять человек бородатых, которые сидят и изобретают что-то очень интересное, о чем я не имею особого представления, — что-нибудь из этого выйдет толковое?” И Аркадий сказал: “Роберт, не беспокойся, когда-нибудь что-то очень интересное из этого выйдет”.
Из под пера Дорофеева вышла очередная книга об очередном предпринимателе, с нуля создавшим свой глобальный бизнес. Но это не империя Олега Дерипаски, не «семейный» кремлевский бизнес Романа Абрамовича, и даже не глобобизнес Евгения Касперского, остаюсь при своем мнении, что бизнес основала Наталья Касперская. В новой книге не просто новый герой: Волож, на мой взгляд, герой нового технологического уклада, который смывает старые бизнесы и выстраивает новые, адаптивные и ко времени, и к причудам бизнеса.
Почему причудам? Потому что Аркадий Волож, выстраивая свои бизнесы с нуля, выпестовал Яндекс и столкнулся со всеми проблемами, описанными в хороших книгах по бизнесу, где подробно освещается жизненный цикл компании. Одна из лучших, на мой взгляд, написана Галиной Широковой, Директором Центра предпринимательства и профессор кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
Фактурно, в деталях, прописал Дорофеев начало его предпринимательской эпопеи: из райкома КПСС(читайте из ячейки Единой России) институт, где работал Волож, получил инструкцию: «в соответствии с законом о кооперативном движении образовать кооператив. Моего начальника вызвал директор института: видишь, такое вот дело, надо что-то решать. И начальник отдела решил: “Ну что ж, отлично — ты, ты и ты…” — вспоминает Волож. — Так я стал соучредителем одного из первых кооперативов».
Вот как зарабатывались первые реальные деньги: По воспоминаниям Воложа, «у начальника отдела был знакомый, который вывозил тыквенные семечки в арабские страны через Австрию, шли эшелоны с Кубани, через Австрию перечислялась валюта, на которую там же закупались компьютеры». В Австрии семечки жарили и уже продукт с добавочной стоимостью продавали арабам. То есть спустя довольно короткое время группе инициативных научных сотрудников удалось выстроить успешную бартерную торговую схему: компьютеры в обмен на продовольствие, вагон семечек — на вагон персоналок из Австрии. «Отечественные компьютеры были в то время размером с комнату, а первые персоналки легко умещались на столе. Наши гиганты доходили в цене до нескольких миллионов долларов, а западные персоналки стоили, не помню точно, но около 43 000 рублей. Про цены я знаю больше понаслышке — занимался я в кооперативе технической работой, отвечал за заливку и настройку компьютеров, я ведь на персоналках с 1984 г. программировал».
На «семечки» Волож купил свою первую в Москве квартиру, ведя, как пишет Дорофеев, «двойную жизнь: работает над диссертацией в академическом институте, но и, вкусив первых настоящих денег, уже не хочет отказываться от коммерции».
Вот здесь, на мой взгляд, главный нерв любой книги по бизнесу: если виден процесс получения живых денег и результат, читателю остается или ринуться вслед за героем в море бизнеса, или попытаться переформатировать свою судьбу в сторону удачи! Ведь в детстве все так похожи друг на друга: вот в нежном возрасте и несколько позже Аркаша Волож любил поиграть в казаки-разбойники, человеком был не робким, за словом в карман не лез, был упрям и настойчив, при этом миролюбив, внешне дружелюбен, хотя всегда себе на уме, и мог постоять за себя. Действительно, а каким еще может быть мальчик, который в детстве «мечтал стать водителем поливальной машины»?
А теперь Аркадий Волож – водитель глобальной поисковой машины, точнее, он главный за пультом, где происходит процесс оперативного управления компанией. И стратегией пока он заправляет, ведь, по мнению Дорофеева, в компании создан почти совершенный защитный механизм от посягательств на компанию извне: «Запутанная структура собственности через офшоры и номинальных владельцев практически не позволяет добраться до акций “Яндекса”».
Тем не менее, в эту собственности поверили новые акционеры: после размещения на бирже NASDAQ в 2011 году «крупнейший российский поисковик стоил $12,5 млрд, его ADR подорожали на 55,3%, до $38,84». А старые сотрудники, свыше ста человек, стали миллионерами… конечно, не рублевыми. Вот еще один повод для того, чтобы студентам, если у них бьется творческая жилка, идти в стартапы, а не на государственную службу. Вот Воложу нравится его работа, и он иногда говорит: есть такая формула счастья: с улыбкой на работу, с улыбкой домой! А вот я лично всегда с улыбкой встречаю Влада Дорофеева: теперь, после стольких лет разлуки, мы вновь будем рядом с книгой, которая объединяет.
Теги:Аркадий Волож, Борис Шпотов, Владислав Дорофеев, ВШМ СПбГУ., Генри Форд, Евгений Касперский, Наталья Касперская, Олег Дерипаска, Роберт Стабблбайн, Роман Абрамович
Обратную ссылку с вашего сайта.
Комментарии(1)
Григорий Баев
| #
Лично мне запомнились следующие цитаты из книги:
Внутри Яндекса работает правило: если получается хороший продукт, который нравится людям, то модель монетизации образуется сама собой.
На рынках, где есть реальная конкуренция поисковиков, распределение долей игроков качественно отличается от «монопоисковых» рынков, и оно везде сходное. Это почти как закон распределения электронов в атоме. Первый игрок обычно имеет долю в районе 60%, второй игрок — 20-30%. Остальные игроки ограничиваются более мелкими долями.
Однажды он заявил, что на его мировоззрение оказало сильно влияние высказывание Иммануила Канта насчет того, что самая большая тайна — это «звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
Ответ