РАИСА ДЕМИНА – ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Отчеты об открытых лекциях

Раиса Демина

 

Отчет об открытой лекции Раисы Дёминой, основательницы и председателя совета директоров «Велком» 11 марта 2014.

Легенда мирового бизнеса Анита Роддик, основательница компании The Body Shop, до открытия своего дела  прочитала все книги по фармакопее, включая книги о бабушкиных секретах и книги о кухонной косметике. Я визжала от радости, когда мне попадались полезные рассказы из жизни. Джули Кристи делала крем для лица из растертых в кашицу сваренных салатных листьев и авокадо. Я делала так же. Марлен Дитрих собирала нагар, образовавшийся от пламени свечи, и использовала его в качестве теней для век. Я делала так же. Я использовала все, о чем читала, — пишет Роддик в своей книге Бизнес не как обычно. Путешествие предпринимателя за прибылью с принципами (СПб.: BestBusinessBooks, 2005), и уточняет: — Дело было не в бизнесе, дело было в создании источника средств к существованию — моему собственному существованию. Правда, эти замечательные дамы не сделали того, что сделала автор книги: из-за нехватки денег она стала разливать свою продукцию в пластмассовые бутылочки для мочи. Надо полагать, что Раиса Демина, основательница компании Велком, знала, во что «заряжать» свой товар — 20 лет назад, по уверению Деминой, её колбасу выхватывали из рук. Хотя она и не думала, что компания станет лидером отрасли — делала для себя, думала о маленьком свечном заводике, где буду делать качественную колбасу. Быть может, секрет успеха Деминой таится в том, что она сама всё делала – мыла полы, оборудование, вязала колбасу, варила её, коптила. Трудно в это поверить, но мы жили там, в этом помещении, наверное, круглосуточно. Это она о столовой на столичных Борисовских прудах, где всё и начиналось. Трудно в это поверить, но и до лекции, и во время её, и даже после, благодарные клиенты наперебой нахваливали товар: сначала на Красной площади у Обжорного ряда университета сделал Валерий Есов, директор инжинирингового научно-образовательного центра МГТУ «Центр модернизации машиностроения», потом Максим Кыркунов уже на лекции сказал, что с утра отведал продукцию компании,  а очаровательная Белла, его супруга подтвердила сей факт семейной жизни.  

Семейный бизнес Деминой сложился не сразу, но фундамент, основательный и надежный как у нашего Слободского дворца, был заложен в детстве бабушкой на Тульской земле.

Вера Федоровна была деловая женщина, бизнес-вумен. Это было настоящее советское время, когда все были одинаковыми,  у бабушки с дедушкой был частный дом. Тогда давали кусок земли, на котором можно было выращивать сельскохозяйственную продукцию. И на этом куске земли Вера Федоровна нанимала работников, высаживался картофель и что-то другое. И потом, осенью, всё собиралось под её управлением. Продавали на базаре, не на рынке. За прилавком стояла сама Вера Федоровна. Она меня учила элементарному крестьянскому труду – полоть, собирать, сушить картофель и так далее.  В жизни это очень помогло —  выносливость, терпеливость, невозможно было ослушаться. По мнению Деминой эти навыки очень помогают при решении управленческих задач: когда идут тяжелые проекты; когда нужно принимать решение, а за тобой стоит очень много людей, или форс-мажорное условие.

Но путь к семейному бизнесу, а я лишь кратко пересказываю её выступление, выделяя, на мой взгляд, самые вкусные куски пути к успеху, оказался необыкновенно долог:

Конец 80-х, я была замужем,  и у меня прекрасный муж. Он из очень хорошей московской семьи, очень образованный человек. У нас рос сын. Мы, как это было принято в советское время, ездили в субботу и воскресенье на дачу в Новый Иерусалим. У нас были прекрасные овощи-фрукты, яблоки. Мы проводили время хорошо, ходили за грибами. И ничего не предвещало, что это как-то изменится. Я уже работала в статусе главного технолога  — очень быстро пошла по карьерной лестнице.

В 90-е действительно круто изменилась жизнь. Причем не у одного человека или сообщества, изменилась у всей великой державы, которая распалась на новые страны. Об этом Демина поведала так:

Потом у нас произошли серьезные изменения, о которых я хочу рассказать: это 88 год, кооперация в СССР, налоги 3 %. Но мы в 88 году еще и не понимали, что, что-то там вышло, мы, люди, которые работали на предприятиях, даже не обратили на это внимание. Ситуация стала кардинально меняться, когда на предприятиях стали появляться люди, причем, если там работала женщина в отделе кадров,  потом она становилась директором, и как-то всё было не понятно: люди без определенных компетенций и знаний становились руководителями и мы не понимали, что происходит.

Какими компетенциями в условиях полной разрухи экономики и политики могла воспользоваться Демина: крестьянской трудовой этикой и уникальными знаниями технолога. Но опыта предпринимательства у нее не было совсем, ни капельки. Но именно она решилась на отчаянный для того времени шаг:

В итоге на семейном совете я предложила своему супругу пойти в самостоятельное плавание. Поскольку мой муж был интеллигентным человеком, очень образованным, он был категорически против, и сказал: откуда ты возьмешь деньги? Я сказала, что пойду в банк, возьму деньги. Он говорит: а что ты в залог отдашь? Я говорю: у нас же есть с тобой квартира, дача, машина? Он сказал: нет! Но, тем не менее, он сбережения дал – это было 3000 долларов … я благодарна ему: он всё вытерпел, не мешал, ворчал. Я хочу сказать, что если выходить замуж, то обязательно за образованного, интеллигентного человека.

Что я стала делать? Я пошла в банк, сама открыла фирму, зарегистрировала. В то время, если кто помнит, можно было на квартиру зарегистрировать фирму. Я пришла в Инкомбанк, мне отказали, поскольку фирма без актива, без всего, они таких клиентов не брали. Через дорогу у нас открылся ГУТА-Банк, мы тогда на Долгоруковской жили. Ко мне ребята вышли в джинсах, в майках, такие как и мы были – в джинсах, майках. Мы говорим: откройте нам счет. Пожалуйста.  И потом постепенно, постепенно выстроила отношения  — есть такой Василий Иванович Морсин, он работал в Австрии, в Центробанке здесь, в России, друг Геращенко и коллега Геращенко. Мы нашли с ним взаимоотношения, он дал мне кредит – 10 миллионов рублей на тот момент. На эти 10 миллионов рублей купили оборудование, поставили его в столовой на Борисовских прудах. С этого, в принципе, всё началось. Что примечательно – очень быстро отдали кредит. На сегодняшний день я тоже всем советую молодым, идти, не бояться открывать бизнес любой, даже при таких кредитных ставках, которые есть можно, на мой взгляд, найти варианты, которые бы позволили открыть что-то свое, начать с малого и пойти уже step by step к каким-то достижениям.

Как-то уж очень спокойно Раиса Демина излагает свой путь к хорошему семейному бизнесу. Вот Дмитрий Зимин недавно нам рассказывал о наездах, напряженных отношениях власти и бизнеса к триумфаторам Нью-Йоркской фондовой биржи 1996 года. Нет, и о проблемах бизнеса она тоже говорила, но делала это тактично, вплетая их в общую нить повествования. Рассказывала без горечи в голосе  о том, какие убытки принес ледяной дождь 2010 года:

Энергетическая компания ничего не спешила делать: на трансформаторной, где работал государственный персонал, просто сказали, что мы не можем вам помочь, мы не знаем, когда это все мы исправим, потому что у нас спецтехники нет,  машин нет, людей нет, у нас ничего нет. Как вы помните, это было 30 декабря… Мы сами стали всё исправлять: покупать машины, генераторы, стали делать бутерброды, горячий чай,  чтобы обеспечить сам процесс ремонта этих электрических сетей. Я хочу сказать, что если бы мы, у нас общая сумма около 78 миллионов, это было где-то лет пять назад, когда мы покупали технические мощности, если бы мы сделали автономные генераторы с производством электроэнергии мы гораздо больше бы выиграли. Более того, мы бы имели на сегодняшний день не 4 рубля за киловатт, а 70 копеек. Это достоверно. Поэтому я хочу сказать, что мы – кто создает здесь производственые процессы, должны четко для себя понимать, что это мы делаем в рамках своей компании, мы ответственны в рамках своих границ  — мы должны иметь свои очистные, производить свою электроэнергию, свою воду – скважины должны пробурить, т.е. мы должны максимально автономно находиться и как только мы выходим за рамки этой автономии, например, в устаревшие инфраструктурные муниципальные сети, это катастрофа.

Но катастрофа случилась там, в том самом месте, куда сама Раиса Демина тянулась всей душой, под Новым Иерусалимом.

Судьба такая, наверняка у каждого из вас тоже такое бывает: у нас дача исторически в Новом Иерусалиме, с 64 года, старое товарищество Солнечное. Когда на Волоколамке были большие пробки, мы через Ригу, через бетонку ездили в Новый Иерусалим. Я говорила: Олег, тяжело ездить через всю Москву на Борисовские пруды, и вдруг мы оказались в Павловской слободе. Можете себе представить? Я как раз площадку искала. Думала, предложат либо стекольный завод, либо еще чего-нибудь. И мы там начали строить новое предприятие: у нас новые стены, у нас финский гликоль хладагент, у всех предприятий, практически, аммиак; у нас инфраструктура, компрессоры новые, очистные новые,  у нас всё новое. Понимаете, когда ты будешь делать для себя, то это совершенно другое ощущение жизни.

Как делать для себя, не только строить, но и выстроить современный производственный процесс? Как этого добиться на практике? Послушаем Демину:

Любой производственный процесс требует незаурядных качеств и интеллекта. Только тогда можно сделать стабильный, соответствующий качеству продукт. Мы считаем, что образование – главная ценность человека. Образование дает совершенно другое ощущение жизни, именно поэтому у нас много разных проектов… нельзя уходить в рутину. Сколько я видела предприятий за рубежом: на самом деле там все прекрасно, хорошо и удивительно, у них отработаны и регламентированы процессы, но инвесторов из России там не ждут. Там свои игроки, поэтому, мы должны здесь в России всё создать – свое общество производственных компаний. Мы это пытаемся сделать со своей командой. И жизнь тогда становится в других красках – мы не обращаем внимания ни на какие кризисы, если они нас касаются, мы очень спокойно анализируем ситуацию.

Команда Деминой строила новый бизнес с нуля и в нем органично появились  современные производственные системы, бережливое производство и ERP с KPI. Но внедрение проходило непросто:

У нас библиотека есть, я книги изучила от корки до корки. Я их (А.К. – коллектив )  добила ERP. Я не знаю, как у иностранцев, у них давно всё администрировано, регламентировано,  у нас надо, чтобы каждый выполнял свою функцию, нес ответственность, измерял бы это все, у всех одни и те же данные были. Когда появились книги по бережливому производству, я их все купила, прочитала. Честно говорю. Думаю, надо как-то увлечь свой коллектив! Купила маленькие серенькие книги, там написано «Бережливое производство». Ну, совсем малипусечьки. Я хочу сказать, что изменились очень люди после внедрения ERP – не надо бояться внедрять такие мощные, тяжелые программные продукты. Тяжелое внедрение было. Сам продукт тяжелый, но именно он всех дисциплинировал – у каждого появилась та зона ответственности, та матрица ответственности – что он должен сделать, если не сделал, другой процесс не будет работать.

О бережливом производстве. Если работникам не спустишь условия труда, этот ресурс, то ничего и не будет. Еще хочу сказать, что ERP не просто само по себе существует: это сбор данных, над ERP есть Business intelligence  – надстройка аналитическая, как раз в эту надстройку мы внедрили финансовую отчетность и KPI. Когда у вас система в оперативном режиме мониторит  эти данные, измеряет эффективность каждого менеджера, как он работает, и по итогам года, это самое хорошее, подводятся показатели – получается хорошая премиальная надбавка, это еще лучше. Человеку интересно работать в такой системе и достигать определенные цели.

Систему KPI внедряли с Deloitte. Чем хороши консультационные компании? Да, они дорогие, но у них в базе данных есть практические примеры внедрения этих систем.  У русских компаний нет опыта и библиотеки этих проектов, поскольку для этого нужны серьезные знания, чтобы этот механизм, этот инструмент заработал.  P&L – основной отчет о прибылях и убытках, его нужно таким образом создать, что за каждый сегмент отвечал топ-менеджер, и он  мониторит, вы в это не вмешиваетесь, никого не заставляет и  они друг от друга зависят: производство зависит от продаж, продажи зависят от маркетинговых мероприятий и так далее… заставить людей стратегически мыслить… это очень серьезный программный продукт. Всё должно сканироваться, любое измерение должно сканироваться, не вбиваться вручную. Это очень дорого, но это очень эффективно. Почему в 2008 году, когда мы начали, все крутили пальцем у виска – Демина, она с ума сошла! А сейчас мы устали от референс-визитов. Когда кризис наступил, когда нужно копейки считать, мы работаем реально в этой системе. Это – высший пилотаж в управлении производством. И мало это кому удается, поскольку там очень много ресурсов.

семь качеств бизнес ледиПочему там много прямой речи в посте? Потому что Демина говорит очень образно и понятно, чего очень часто не хватает профессуре.  Но и аудитория была в ударе: совместными усилиями представителей сильного пола были определены 7 главных качеств деловой женщины:

Независимость

Трудолюбие

Стрессоустойчивость

Лидерство

Целеустремленность

«Мужской» склад ума

Вера в «правое» дело

Кстати, представительницы слабого пола последнее качество посчитали вместе с Раисой Деминой самым главным в бизнесе. Кстати, и Анита Роддик так же поставила его на первое место: Видение чего-то нового и такую сильную веру в него, что оно становится реальностью.

А еще Раиса Демина утверждает, что очень важен на сегодняшний день общественный запрос на честность и прозрачность: у нас абсолютно белое предприятие, мы принимаем людей, которые близки нам по духу и духовным ценностям, мы стараемся культивировать честность, чтобы была в взаимоотношениях и в компании между людьми, и честные мы перед своим потребителем, прежде всего. Свое мнение Демина пояснила так:

Можно честно вести свое дело. Я, на самом деле, очень закрытый человек в бизнес-среде: по зернышку, по шагам иду и иду. Очень много нужно работать, и, на самом деле, жизнь вне работы, её как-бы нет. Поэтому, я думаю, что улучшение бизнеса, как бы ни банально это звучало, требует очень много времени. И, конечно, встречаться некогда, ходить по разным презентациям тоже некогда. Могу сказать честно, не люблю давать взятки. Сейчас уже все ко мне привыкли, что я противница этого. Чтобы быть честной и самодостаточной ни в коем случае нельзя втягиваться в эти всякие делишки. Как только ты втягиваешься в эти делишки, ты меняешься сам по себе, становишься совершенно другим, но самое страшное – меняются дети. И, конечно, это нужно сознавать. Меня всегда удивляют чиновники, о них много пишут. Мне, если честно, их не жалко, но жалко их детей. Когда дети рождаются, у них нет вредных привычек – воровать, плохо разговаривать, много вредных свойств у людей, но люди, которые этим занимаются, плохими делами, они приходят домой, они разговаривают, они и сами меняются, не замечая того, что они изменились и, соответственно, их дети точно такими же и вырастают. В результате мы получаем общество, которое не совсем адекватно оценивает смысл жизни и предназначение человека.

Общество Деминых – их семейный бизнес, конечно, по меркам публичных компаний, маленькое. Но и в нем, например, регулярно проводятся семейные советы, намечаются планы на жизнь. Сын Денис не сразу «вошел» в него: после окончания института он вдруг сам захотел прийти к нам в компанию. Конечно, в начале его колбасило, колбасило со страшной силой. И, о чудо, где-то полтора года назад удивительные вещи стали происходить: он стал задерживаться на работе, т.е. количество трансформировалось в качество. Поэтому я всем советую: не надо жалеть детей, заставляйте их работать. Я ему рассказываю, что такое крестьянский труд, что такое полоть грядки. Он, конечно, такие длинные грядки не может полоть, но дачные – да, это было очень полезно, когда мы его приучали на даче что-то делать. Нельзя создавать детям тепличные условия. Как бы мы их не любили, их нужно – скажу, наверное, не совсем приятное слово, — заставлять работать, заниматься элементарным физическим трудом. Рассказывая о сыне и семейном бизнесе, Раиса делает важное уточнение: Если бы не было моего любимого Олега Юрьевича, то и не было бы этого тыла, точки опоры. Муж – это точка опоры, 100 %.

Раиса Демина и Ирина СторчакСама Раиса Демина – точка опоры для тех, кто хочет создать свое дело. Я пригласил на лекцию Ирину Сторчак,  которая хочет производить в России  замороженный йогурт — продукт будущего. Вместо советов Демина привела конкретный пример успеха:

Как Ирине  решиться на этот шаг? Буквально 5 месяцев назад, я думаю, она не меня не обидится, Елена Шиткина, доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ им. М. Ломоносова, очень симпатичная женщина, преподает до сих пор, очень красивая, ну как вы, Ирина, она тоже приехала по одному вопросу, личному.  Она говорит: я хочу открыть свое дело. А возраст такой же как у меня. И она сейчас открыла свою компанию под названием Шиткина и партнеры. Женщина сумасшедшая. В хорошем смысле. У нее такая энергия! Какая она красивая! Она красива не только внешне, но и красива изнутри. У нее так поставлен слог, она так красиво говорит!  Поэтому, я думаю, если вы действительно хотите начинать, это надо делать быстрее.

Полностью подтверждаю слова Деминой: с «сумасшедшей» и красивой Шиткиной несколько лет назад меня с ней познакомил её коллега по кафедре предпринимательского права Александр Молотников . Он проводит ежегодные Летний школы, и, кстати, тогда Шиткина познакомила всех с продукцией компании Велком. Она немного опоздала к финалу, но как только рядом на мангалах запахло «жареным» Велкома, все выскочили из-за стола…

Финал своего поста я с радостью отдаю Григорию Баеву, который сидел на галерке аудитории и аккуратно конспектировал лекцию. Вот что он записал о героине:

Раиса Васильевна — очень аккуратная и обаятельная женщина, с виду хрупкая и с тихим голосом. Но при этом она все два часа так владела аудиторией, что не было ни у кого даже попытки и желания отвлечься, поговорить с соседом. Демина заворожила публику не только обаянием, она рассказывала такие вещи, которые не почерпнешь в деловой литературе или книгах по бизнесу. И энергетика у нее потрясающая, сильная и позитивная.

Добавлю лишь то, что Демина во многом похожа на Аниту Роддик, о которой я писал в начале. Однажды Ицхак Азидес, консультант по управлению, прочитал ей мини-лекцию о своей методике, объясняя, что она позволит The Body Shop плавно вырасти в компанию размером 1 миллиард фунтов стерлингов, но Родик перебила его: Я плевать хотела на то, чтобы она стала больше. Меня волнует, чтобы компания стала лучше, и еще больше основывалась на моральных принципах.

общее фото с ДеминойБольше фото в наших группах:

 

Теги:, , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности