ПАМЯТНИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ КАПИТАЛУ
ОБЗОР ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДЕНЬ РУССКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ»
Юрий Медведев, заместитель редактора отдела науки, образования и медицины Российской газеты, в свежей публикации Что создали русские? пишет: У каждого своя трактовка и своя версия событий. Но, в конце концов, главным является, кто сумел воспользоваться изобретением. Кто его внедрил и выпустил на рынок. И вот здесь у русских Кулибиных беда. Во все времена наша промышленность сопротивлялась новизне. Более того, созданные нашими мозгами идеи возвращались в Россию, реализованными в железе. Даже сложилось убеждение: дело русских — придумывать, а иностранцев — внедрять. Он вместе с безымянным экспертом в конце статьи публикует список из 50 выдающихся ученых и изобретателей нашей державы, с припиской КОНКРЕТНО. Вместо того, чтобы дискутировать с Юрием Медведевым, напомню всем, что в списке почему-то нет имени великого инженера России Владимира Шухова. А уж он то, вместе с Александром Бари, всю свою энергию инженера воплощал в железе как конкретные проекты для реального бизнеса. Кстати, в списке нет и других, не менее достойных людей. Президент МГТУ им. Н.Э. Баумана, академик РАН Игорь Федоров, открывая 28 апреля конференцию ДЕНЬ РУССКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ, напомнил о славных именах Жуковского, Туполева и многих других выпускников, накрепко связанных с историей нашей Родины. Он так же отметил: безусловно, в этом ряду выделяется имя Советкина Дмитрия Константиновича, как человека, с которого во многом начиналась славная история МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Игорь Федоров напомнил всем, что Советкин очень много сделал для постановки правильного и научного процессов в Императорском техническом училище, разработал целую систему обучения ремеслам – ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. Приучил учеников к аналитическому мышлению, когда рассматривается изготовление той или иной детали, к порядку производственных операций, т.е. к тому, что позже было названо научным методом Тейлора. Владимир Зимин, первый проректор – проректор по научной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана, добавил, что наши инженеры – не научный сухарь, им не чуждо прекрасное; наши старшие товарищи всегда говорили, что если вы прошли теоретическую механику, сопротивление материалов, высшую математику, то вы можете жениться, потому что можете зарабатывать себе на хлеб расчетами. Сейчас у нас как у национального исследовательского университета лаборатории уже несколько иного плана, и мирового класса, где уже не с помощью напильников и ножовки по металлу что-то надо делать, а обладать определенными знаниями для того, чтобы проводить эксперименты и получать на 3D принтерах новые делали для современных изделий, — добавил он и отметил, что в советское время начали штамповать инженеров, забывая о русском методе обучения ремеслам, а теперь нужно вновь вернуться к истокам.
Галина Базанчук, директор музея университета, напомнила всем, что 21 апреля (2 мая по новому стилю), 250 лет назад, был заложен символический камень в основание Воспитательного дома в Москве, откуда произошло очень много организаций, но к горькому сожалению почему-то мы одни об этом помним. Поэтому, мы решили приурочить наше собрание к этой дате, назвав её ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РМЕСЛАМ. А еще она сказала, что мы должны исправить одну историческую несправедливость – в создание этого метода большую лепту внес Алексей Платонович Платонов. Он тоже заведовал мастерскими. Они с Советкиным шли рука об руку.
Рука об руку с ней участники конференции посмотрели уникальную выставку, посвященную юбилейной дате, а потом, во втором зале музея, собрались те, кто вспоминал и о русском методе обучения ремеслам, и о славных потомках, и о том, как увековечить их память. Каждый участник конференции получил на память СБОРНИК От А до Я — МРУЗ – ИМТУ– МВТУ – МММИ – МВТУ – МГТУ.
Профессор Александр Волков, выпускник университета, связавший всю свою жизнь с военной академией ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, напомнил всем, что Екатерина Великая выкупила земельные угодья за личный счет. Поскольку тогда дворянство жило довольно привольной жизнью, надо было благоустраивать младенцев. – добавил он интересный факт об истории дома и пояснил, — Поэтому высочайшим повелением был создан дом, который назвали Воспитательным, начато строительство в 1764 году, окончено через 5 – 7 лет. Когда воспитанники дома подросли, потребовалось их учить чему-то настоящему, после чего и начала создаваться вот эта школа, на которую я до сих пор молюсь.
Профессор Сергей Фалько, заведующий кафедрой Экономика и организация производства, находился в приподнятом настроении – он рассказывал о книгах.
Здесь, конечно, обозначена более узкая компонента – издание КНИЖНОЙ СЕРИИ ПО ИСТОРИИ МГТУ, но я рассматриваю этот вопрос немного шире: дело в том, что целый ряд наших выдающихся ученых, который представлены в музее, были авторами книг, которые, пожалуй, сегодня не стыдно было бы воспроизвести и показать, как нужно писать книги современным авторам, в том числе и в Бауманском университете, — начал он свое выступление. — Я действительно любитель книг, сейчас можно их выписывать, и вот я хочу сказать о том, что если зададите в поиске НАЙТИ КНИГУ ШУХОВА, то это будет очень непростое занятие. С другой стороны, можно спросить, а зачем переиздавать? Секрет таких книг, по мнению Фалько, в том, что от чтения этих книг с одной стороны, ты получаешь огромное удовольствие, а с другой стороны, так же иногда чуть заниженную самооценку.
А вот его ответ на вопрос: почему он в восторге от этих книг!
Вот совсем недавно, на позапрошлой неделе, проходил шуховский конгресс, где была небольшая секция техника и экономика. Я приводил выдержку из одной из книг, которые нужно переиздавать – это книга по истории преподавания курсов по экономике и организации производства в университете. Я рассказывал о том, как Шухов как универсальный инженер ставил задачу, не зря Лукойл ему поставил памятник, по трубопроводам. Вот инженер так не ставит задачу на многих наших технических факультетах. Он ставил задачу о создании трубопровода с учетом требуемой производительности при минимальных затратах и минимальной суммой текущих и капитальных вложений. Вот открываешь первый раздел, и что же там стоит: там у него стоит уравнение гидравлики. Обычное уравнение движения любой жидкости, нефти в том числе. А потом начинается совершенно фантастическая история развертывания от уравнения гидравлики… и чем он заканчивает? Я пропускаю промежуточные вычисления с примерами, где все дотошно изложено, — суммой текущих и капитальных вложений на трубопровод. Вот вам и весь технико-экономический анализ, который мы читаем. Я, как заведующий кафедрой, знаю, что мы читаем: берем текущие затраты, а кафедра гидравлики берет первую формулу, но вот между ними никто по сути дела ничего соединить не может.
Сергей Фалько считает, что над переизданием книг придется поработать, там и система мер другая, другие ссылки и другие книжные «тонкости». Но именно эти книги надо изучать и читать как энциклопедические университетские издания. В качестве примера он привел книги основателя кафедры Николая Францевича Чарновского. Я такие проводил эксперименты – брал куски, осовременивал, убирал яти, зачитывал студентам и они говорили: это, наверное, Нортон, американцы. – рассказывал Фалько — Я им говорю: это сказал Николай Францевич Чарновский, инженер-технолог. В книге есть и проектирование цехов, и выбор оборудования, и, совершенная песня, гимн себестоимости. До него никто этого не делал. И, честно говоря, по качеству и сегодня ничего не делают. Опять здесь школа, позволяющая демонстрировать энциклопедичность и широту взглядов
Сергей Фалько предложил сначала силами музея, библиотеки, кафедр сформировать перечень книг, а потом его потихонечку издавать. В этой работе важна постепенность, основательность и наилучший отбор, — полагает он, — Конечно, это не 200 томом может быть, но я думаю, что сотню книг мы могли бы набрать и издать. Это как раз и будет памятник интеллектуальному капиталу, который никогда не сгорает. Когда мы найдем приложение – какая книга в какой отрасли появилась, за честь будут считать передать деньги на переиздание книги.
Я двумя руками за памятник интеллектуальному капиталу, за то, чтобы возвращались имена тех, кто строил наше будущее. И в своем выступлении я не пересказывал свою статью, посвященную РУССКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ. Вместо этого стал листать страницы памяти, посвященные семье Дмитрия Советкина. Оказывается, став директором училища во Владимире, он встретил Евдокию Дуплеву, от которой родилась дочь Надежда. Пока не ясно, почему они разошлись, зато есть свидетельства о том, что благодаря щедрой финансовой поддержке тузов российского бизнеса Юрия Нечаева-Мальцова и Саввы Морозова, Советкин купил участок земли в Куткином переулке, построил дом, где и поселилась дочка. Вскоре, благодаря хлопотам по удочерению и появлению у Дмитрия Советкина жены Агриппины Фоминичны, он получил разрешение на удочерение Надежды Николаевны Дуплевой. Последний слайд моей презентации был о том, что Фон-Бутлер Павел Александрович женился (венчание 22.1.1913 г.) на Надежде Николаевне Дуплевой-Советкиной (4.8.1893 – 13.2.1966), внебрачной дочери директора Мальцовского училища Дмитрия Советкина и них дети появились дети: Нина (род. 18.9.1914 г.), Александр (род. в 1917 г.) и Сергей (род. 16.2.1933 г.).
И вот, представьте себе, через несколько минут на моем месте появилась импозантная дама из Рязани Мелешкова Марина Светозаровна. И сказала, что сравнительно недавно она познакомилась с внуком Дмитрия Константиновича Советкина. Она — пра-пра-правнучка второго директора Московского ремесленного заведения Адольфа Андреевича Розенкампфа и потомок третьего директора – Александра Степановича Ершова. Тем, кому интересна история её рода, рекомендую прочитать публикацию Педагоги старинного рода, а мне и участникам конференции Марина Светозаровна выпалила интересную новость о том, как Саша Ершов стал директором МРУЗ и как он нашел Митю Советкина.
Вот как это получилось в её изложении:
Рюмин [А.К. — Николай], это – меценат, тот же Мальцов, только рязанский. Его отцом был построен дом для детей, и он его решил подарить рязанской мужской гимназии в качестве пансиона. И это осуществилось. И вот, когда он проходил по классам, он обратил внимание на смышленого мальчика Сашу Ершова. Он с ним поговорил и обратился с просьбой к руководству гимназии этого мальчика сделать своим стипендиатом. Александр Ершов закончил гимназию с золотой медалью, стал директором МРУЗа. И вот лет 10 назад ко мне во двор входит мужчина с возгласом: Ну, зачем! Представляете, кто ваш родственник! Он – гений. Это про Ершова. Это был родной внук Дмитрия Константиновича Советкина по отчеству Павлович, именно тот, за которого вышла замуж вот эта юная дочка Советкина – Сергей Павлович Камолов.
Вывод Марии Светозаровны прост и гениален:
Если бы Ершову не помог Рюмин, то он не сумел бы закончить гимназию, не сумел бы закончить университет, и не сумел бы стать одним из основателей высшего технического образования. И вот так же, будучи преподавателем третьей мужской гимназии, он обратил внимание на смышленого мальчика, крепостного, у которого отец был портным, а мать портнихой. Она умерла, когда Советкину было всего два года. И вот он на него обратил внимание в воспитательном доме, потом забрал его в третью мужскую гимназию, а потом, уже преподавая здесь, взял его, учил, шефствовал над ним и брал его на первые выставки за границу, где уже русский метод звучал.
За границей, точнее в MIT, оказался в прошлом году Григорий Баев, которому удалось встретиться со многими людьми, помнящими об узах, которые связывают наши учебные заведения. В своей презентации он рассказал о встрече во время конференции «Production in Innovation Economy» MIT с директором музея MIT Джоном Дюрантом (John Durant). Я передал ему привет от Галины Базанчук, директора Бауманского музея, и памятный сувенир — копию письма президента МИТ Джона Рункла о принятии на вооружение русской системы обучения. Мистер Дюрант отметил, что это очень любопытный документ, свидетельствующий о давних и тесных связях МГТУ и MIT. «Когда-то мы учились у Вас!» — улыбнулся Дюрант. На той же конференции Баев встретился с президентом MIT Рафаэлем Райфом, так же подарил ему копию письма Джона Рункла. Господин Райф отметил давние корни сотрудничества с Бауманским университетом.
Важно, что в MIT бережно относятся к истории, не менее важно, что РУССКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ вновь помогает в России реализовать проекты, в том числе национального масштаба. К их числу, отметил в своем выступлении Баев, относится Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР . Об этой школе Евгений Журихин, аспирант ГУУ, написал так:
Эти четыре дня были крайне насыщены: лекции, дискуссии, работа над проектами, в перерывах знакомства, экскурсии, развлечения. И во всём этом несомненная заслуга организаторов конкурса, экспертов и, конечно, авторов проекта «Станок 2.0», который всех сплотил. Хочется надеяться, что Летняя школа инженерного бизнеса ещё не раз откроется, ведь она показала самим ребятам, что инженерные задумки можно преобразовать в эффективный бизнес, стоит лишь перестать бояться сделать первый шаг.
Первый шаг к возрождению РУССКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ сделан. Теперь предстоят конкретные дела по созданию книжной серии, изданию Альманаха музея университета. Хочется надеяться, что партнер конференции – группа компаний MAIL.RU и дальше будет помогать возрождать традиции Бауманки и к ней в дальнейшем присоединяться партнеры школы – компании Mitsubishi Electric Europe B.V., ДеЛаваль . Очередным делом станет КЛИППЕР 2014 в Твери. Организаторам школы и, конечно, участникам, стоит напомнить о том, как работал великий выпускник университета: … Шухов никогда не упускает из виду экономическую сторону дела. Он, как всегда, хочет, чтобы создаваемые им конструкции и устройства были не только просты в изготовлении, прочны и надёжны в работе, но и достаточно дешёвы. Не напрасны ли его старания? Финансы вне ведения главного инженера. Однако эта сторона деятельности технической конторы не может совершенно не интересовать Шухова, для которого сметная стоимость любого проекта — один из важнейших показателей его эффективности.
Фото Николая Демчука
Теги:mail.ru, Mitsubishi Electric Europe B.V., Адольф Андреевич Розенкампф, Александр Бари, Александр Волков, Александр Ершов, Алексей Платонович Платонов, Владимир Зимин, Владимир Шухов, Галина Базанчук, Григорий Баев, ДеЛаваль, Джон Дюрант (John Durant), Дмитрий Константинович Советкин, Екатерина Великая, Игорь Федоров, Мелешкова Марина Светозаровна, МРУЗ, Николай Рюмин, Николай Францевич Чарновский, Рафаэль Райф, Савва Морозов, Сергей Павлович Камолов, Сергей Фалько, Юрий Нечаев-Мальцов
Обратную ссылку с вашего сайта.