ПРОСТО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ?
Вчера я опубликовал пост о компании Bravo Motors и отослал Константину Артемьеву ссылку на него. К полуночи получил развернутые ответы на свои вопросы. Вот они, а так же мои комментарии к ним.
Итак: 300 машин в серии – это достаточно для того, чтобы набрать «вес» в автопроме?
«Вес» в автопроме придет через десятки тысяч машин, а 300 единиц в первой партии — это тот минимум, который позволит быстро начать и при этом не наделать много глупостей. И сам электромобиль, и его рынок, и технология его производства нуждаются в верификации. Технологии, с которыми производят машины в тиражах сотни штук, и десятки тысяч штук — это совершенно разные технологии. На нашем предприятии поначалу не будет многотонных прессов и многомиллионных пресс-форм к ним. Технологии производства, которые мы избрали, позволяют обойтись на данном этапе значительно меньшими инвестициями, более простым оборудованием и оснасткой. Если мы поймем, что где-то ошиблись в проектировании, цена ошибки и её исправления после запуска производства будет сотни тысяч рублей, а не десятки миллионов. Чем более плавным будет наше масштабирование — тем лучше и для технологии, и для продукта.
Bravo Motors останется частной компанией или перейдет в разряд публичных?
Обычно, публичной компания становится после пятого-шестого раунда прямого или венчурного инвестирования, когда другие возможности привлечения капитала для развития исчерпаны. Переход в разряд публичных — это ещё и потеря возможности самостоятельно принимать решения, тем более рискованные. Всё придется делать с оглядкой на мифическую стоимость акций, а не исходя из классической и честной формулы реального бизнеса: «товар-деньги-товар». Поэтому во всем, что зависит от меня, буду стараться либо избежать перехода компании в статус публичной вообще, либо как можно дольше оттягивать этот момент. Лет через 10 будет в самый раз.
Сколько лет потребуется Bravo Motors, чтобы стать крупной компанией – хотя бы нишевым игроком мирового автопрома?
Я думаю, не менее пяти лет, при оптимистичном сценарии развития.
Какой слоган изберет Bravo Motors для покорения рынка?
Этот слоган уже год как существует: Your new degree of urban mobility. И он мне нравится, так как полностью отражает суть того, что мы делаем для человека и его окружения.
Какую политику руководство Bravo Motors будет проводить в отношении своих сотрудников?
В креативном корпусе я по-прежнему буду придерживаться своего принципа: не важно, что человек умеет, главное, что он из себя представляет, остальному научим. В производственно-исполнительном корпусе все как у всех будет: KPI, нормо-часы, бережливое производство, подбор людей по себестоимости за операцию и за изделие, безотносительно личностей. Это хорошо работает во всем мире, будет работать и у нас.
А мои ребята только недавно вспоминали о Калуге, очень им понравилось посещение настоящего автозавода. Так что если вдруг будут ещё такие возможности — приглашайте, будем очень рады и благодарны!
А я вспомнил о том, как у нас на Летней школе инженерного бизнеса в Твери выступал Владислав Дорофеев. Открыл его опус Принцип Дерипаски: железное дело ОЛЕГАрха. (М., Коммерсантъ: Эксмо, 2010), написанный совместно с Татьяной Костылевой. Там, когда речь зашла о Саяногорском алюминиевом заводе – СаАЗ, идет такой текст: Довольно скоро третий по объемам в стране электролизный завод стал лучшим в отрасли и по производительности труда и уровню рентабельности. Известный в алюминиевой отрасли специалист, Эдуард Семенович Цукерман, в те времена руководитель СП «Саянал», дал такую характеристику Дерипаске: «Этот парень просто экономический гений». Интересно, что известные в автомобильной отрасли специалисты будут говорит об Артемьеве через год-другой?
Вполне возможно, что лет через 15 или 20 он опубликует свои мемуары. Как и легендарный Майкл Делл. В книге От Dell без посредников: стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. (М.: Альпина бизнес букс, 2004), он пишет: Заводы Dell представляют собой любопытное зрелище — в них нет склада. Никакого. С одной стороны на завод въезжают грузовики с комплектующими и вносятся бланки именных заказов, с другой стороны отъезжают фуры с готовыми протестированными компьютерами. уже снабженными программным обеспечением. Они намеренно отправляются к заказавшему их клиенту. Dell не производит мониторов — но это не причина, чтобы сначала тащить их на завод, комплектовать компьютер, потом все вместе везти к клиенту. Производитель мониторов доставляет их клиенту одновременно с системным блоком, многомудрый Майкл Делл экономит на этом до 30 долларов на одном компьютере. «Главное в мелочах»,- считает повзрослевший Делл. В итоге два его крупнейших конкурента, IВМ и Соmpaq, копируют маркетинговую стратегию «золотого мальчика», клиенты довольны качеством сервиса, акционерам нравятся доходы по их акциям, Уолл-стрит в восторге, менеджеры инвестиционных фондов, вложившие в Делла деньги, готовы пылинки с него сдувать. Зная Константина как хорошего человека и удачливого предпринимателя, думаю о том же: когда же наступит время сдувания пылинок с Артемьева?
Теги:Bravo Motors, KPI, Your new degree of urban mobility, Альпина бизнес букс, бережливое производство, Владислав Дорофеев, заводы Dell, Коммерсантъ, Константин Артемьев, копируют маркетинговую стратегию «золотого мальчика», Майкл Делл, нормо-часы, Олег Дерипаска, подбор людей по себестоимости за операцию и за изделие, Татьяна Костылева, честной формулы реального бизнеса, Эдуард Семенович Цукерман, экономический гений, Эксмо
Обратную ссылку с вашего сайта.