ПРОСТО КАСПЕРСКАЯ, КАК ПРОСТО — СУВОРОВ
Выступая на Всемирном конгрессе предпринимателей в марте этого года, Наталья Касперская говорила о том, о чем мы в университете так же говорим постоянно: надо формировать предпринимательскую культуру и правильно ориентировать предпринимателей на то, что делать. А еще она привела такой замечательный пример бодания с разработчиками: У меня есть очень упрямые программисты в одной компании, куда я проинвестировала. — Они говорят, мол, мы классный продукт пишем, дай еще денег. А я говорю, ребят, давайте вы будете зарабатывать. Нет, мы еще пока не готовы зарабатывать, потому что нам нужно сделать великий продукт, это будет волшебная ракета, которая будет летать до звезд и будет совершенно фантастической. И вот они ее делают, делают, делают, понятно, что у инвестора рано или поздно терпение кончится — ракеты все нет, и все это больше напоминает трехколесную телегу. Выступая с лекцией на открытии нового сезона Клуба инженерных предпринимателей, она иронично и открыто рассказала о проблемах IT-отрасли, кадровом голоде, ответила на многочисленные вопросы битком забитой аудитории.
Сергей Фалько, руководитель НОЦ Контроллинг и управленческие инновации, заведующий кафедрой Экономика и организация производства, открывая лекцию, отметил, что в этот хороший ранний осенний день у нас начинается очередной сезон Клуба инженерных предпринимателей. Я хочу сказать что он, на мой взгляд, открывается очень удачно: давно было анонсировано, и уже во всех корпусах университета была вот такая замечательная информация о том, что у нас открытая лекция Натальи Касперской, — сказал он, — Мне теперь намного легче, и не стоит никому объяснять, о чем идет речь: просто Касперская, как просто – Суворов.
Просто Касперская рассказала не только о своем пути в бизнесе:
Я создала Лабораторию Касперского в 1997 году. В 2007 году мы с Касперским вдрызг разругались. И в 2011 я продала все свои акции. Я пишу, что я сооснователь Лаборатории Касперского потому, что это правда.
Ей пришлось ответить на традиционные семь вопросов Большому гостю. Григорий Баев описал это так: Касперская отвечала на лету, при этом добавляя: «У-у-у, это вопрос для отдельной лекции. Мне тогда придется свернуть свою презентацию». А еще он добавил: Что обращает внимание при первой встрече с Касперской, насколько она обаятельна и проста в общении, без снобизма и даже капли высокомерия. Конечно, чувствуется крепкая деловая хватка, но вместе с человеческой теплотой.
А потом, после вопросов, Касперская представила презентацию, где проблемы IT-отрасли оказались видны как на ладони. Оказывается, нехватка кадров в год сейчас составляет по разным оценкам от 150 до 250 тысяч специалистов, это столько, сколько индустрия могла бы поглотить, если бы люди шли в индустрию. На одном из слайдов был представлен рынок отрасли: Как делится IT: 44 % составляют IT-услуги. Как образно Касперская рассказывала о том, что знает изнутри:
Это такая область, которую я не очень люблю, называю её «мозги на вынос». Это когда у нас разработчики сидят и делают какую-то разработку на заказ. При этом интеллектуальная собственность достается заказчику, а разработчики, понятно, получают зарплату, а компания, которая этих разработчиков представляет, получает зарплату, плюс, некоторую небольшую дельту, небольшую маржу. Но, мне кажется, при той нехватке специалистов, которая имеется у нас, торговать «мозгами на вынос», это, как минимум, неправильно.
А дальше появился пример из опыта Касперской. Однажды она была на очередном саммите и познакомилась с представителем компании TCS.
Знает ли кто-нибудь эту компанию? Я тоже не знала на тот момент. Я начала рассказывать о своем InfoWatch, у меня на тот момент работало 70 человек, и я гордостью говорила, что у меня компания из России. А вы чем занимаетесь? Индийская компания TCS. Он говорит – мы разрабатываем софт. … я спрашиваю, сколько у вас человек работает, ну, чтобы беседу поддержать? Он говорит – 300 тысяч. Они вторые после Infosys. Вот это я понимаю, вот они могут торговать «мозгами на вынос».
На самом деле Касперская пришла не только прочитать лекцию, они пришла за мозгами – молодыми и замечательными. И это правильно, ведь программистами и не только знаменит наш университет. И вот тем, кто пойдет попытать счастья в компании InfoWatch, а эта компания – самая лучшая в России для работы, по версии сотрудников (год 2013), стоит внимательно присмотреться к словам Касперской о своей отрасли, о своей компании, о своих сотрудниках.
Так что в копилку знаний от Натальи Касперской можно положить:
О риске предпринимателя
Готовность к поражениям – это черта предпринимателя, как и склонность к риску. Вообще предприниматель – это человек, который готов чем-то жертвовать, и готов пробовать новое просто из любопытства. При этом еще имея склонность к зарабатыванию денег в отличие от, например, каскадеров. Примерно в этом отличие, потому что каскадер делает это ради любви к искусству, — прыгает в пропасть, а предприниматель прыгает в ту же пропасть еще из-за любви к деньгам.
О боли работодателя – о зарплатах в компании InfoWatch
Для вас это радостные цифры, для меня это боль, потому что мне приходится за такие деньги людей нанимать. Людей с опытом, в основном. У нас каждый разработчик стоит компании не меньше миллиона рублей в год. Основной наш «расход» – примерно 75 % — зарплата.
О творческой компании
Мы стремимся создать творческую компанию – я не верю, что можно нанять разработчиков, дать им задачу, они побегут и всё сделают! Скорее всего, ничего не получится. Потому что нам нужны люди, которые будут видеть продукт с горящими глазами, нужны люди, которые будут вкладывать туда душу. Программист – сродни художникам, людям творческого склада, поэтому и атмосферу в компании мы стремимся держать творческую.
О гибком графике работы
Это значит, что надо прийти на работу в промежуток между 12 часами дня и 5 часами вечера. Вот в этот момент вы должны быть работе. Если вы приходите в 12 и сидите на работе до 9, это не вопрос, если вы считаете, что вы сегодня не работаете, т.е. вы можете работать дома. Для этого достаточно просто уведомить своего руководителя. Если руководитель считает, что на сегодня встреч никаких нет у вас, то можете сидеть и программировать дома. Не важно, где вы находитесь, главное – результат, главное, чтобы получалось то, что мы планируем.
О втором доме
У нас есть и спортзал в офисе, он маленький правда, но, тем не менее, люди приходят в нем заниматься. Теннисный стол обязательно на двух этажах. Проводятся теннисные турниры. Мы раздаем маечки и тапочки. У нас даже корпоративная газета называется ИНФОВОТЧ – тапочки. И всем пришедшим на работу выдаются тапочки, чтобы в офисе ходили не на каблуках, а так – шлеп, шлеп. Это же дом второй! У нас есть добровольное медицинское страхование. Оно полубесплатное – для тех, кто приходит, для новенького, оно платно частично, а дальше за выслугу лет оно постепенно становится бесплатным.
О рейтингах
Рейтинги, на самом деле, это такая «методика» журналов привлекать к себе внимание. Особенно это проявляется, когда считают деньги миллиардеров – деньги в чужом кармане. Я когда впервые попала в рейтинг журнала Финанс, где меня записали на какое-то место и сразу стала звонить пресса – Наталья, вы ведь миллиардер. Я подумала: ну дайте мне наличными, то что вы мне тут приписали. Я бы очень с большим удовольствием это куда-нибудь использовала. Что такое рейтинг высших руководителей? Я вам скажу, я участвовала в оценке: это какие-то люди по каким-то спискам пытаются оценить каких-то людей, которые работают в компаниях, которые они не знают. Как оценить? Вот Иван Иванович Иванов. Он возглавляет компанию Х. Как вы можете оценить его менеджерские качества? Да никак я не могу их оценить, если я не нахожусь внутри этой компании и не вижу, что компания реально делает. Может быть, этот Иван Иванович сидит и плюет в потолок, а компания развивается сама? Например, как анекдот в тему. В прошлом году я стала лидером рейтинга предпринимателей женщин арабского Востока. Понятно, что у нас пиар-агентство работает, нас продвигают. Но мы провалили всё, что можно на этом Ближнем Востоке, мы не продали ни единой версии за 2012 год. У нас продажи в 2013 году начались. Как я могла стать в 2013 году лучшим предпринимателем женщин Востока. Вот скажите!
Об инновациях
Зачем нам заниматься инновациями? Мы сами по себе Большая инновация. Кто ставит задачи по инновациям? По-разному. Это могу быть я, когда я вижу, что нам нужно что-то такое использовать, либо технический директор, либо из продуктовой части, либо этим занимается ИТ. Но я не большой фанат инноваций, потому что инновации несут в себе новые риски.
Кстати, об инновациях. В интервью порталу Газета.ru Наталья сказала, в частности:
У любой компании по большому счету есть три способа создания инноваций. Первый — организовывать новое направление внутри себя. Второй — покупать на рынке какого-то небольшого игрока. Последней стратегии придерживается, в частности, известная компания в области интернет-безопасности и хранения данных Symantec. Ежегодно она делает около 40 поглощений: чуть ли не каждую неделю покупает новую компанию. Правда, большинство из них умирают внутри корпорации, но внутренняя интеграция — отдельный вопрос. Потом эти компании возрождаются в виде новых стартапов, а Symantec продолжает покупать, покупать, покупать. Третий способ заключается в создании подразделений, независимых от материнской компании, их отщеплении в самостоятельные организации, которые нужно финансировать, развивать и смотреть на результат. В случае успеха можно забирать их обратно в холдинг или отпускать в самостоятельное плавание. Если же результат отсутствует, нужно закрывать компанию. У InfoWatch смешанная модель развития. Одни компании мы покупаем, в другие инвестируем и наблюдаем за их развитием, третьи создаем сами.
О разных поколениях
Если 17 лет назад люди были готовы на любую работу, были рады, что им предложат хоть что-то, понятно, и страна была в другом положении, то сейчас приходят самоуверенные люди, которые уже практически получили диплом, или даже уже получили этот диплом, и весь мир у их ног. Им нужно, чтобы работодатель дал им денег побольше. При этом не имеют опыта, не имеют толком знаний. С весьма завышенной самооценкой. С этим как-то приходится жить, потому что у нас чудовищная нехватка специалистов. С другой стороны, находятся ребята, которые не просто готовы делать свое дело, которые вписываются в коллектив, тянут эту лямку, и нормально работают многие годы…
О миссии компании
Меня очень напрягают вопросы про видение. Мы не очень знаем, что будет через год. Особенно в информационных технологиях. Мир настолько быстро меняется, что планировать на сколько-нибудь долгие перспективы очень трудно. С другой стороны, конечно, понимание генеральной линии – куда мы движемся, — есть. И генеральная линия у нас состоит в том, что мы разрабатываем продукты в области информационной безопасности для корпораций, которые максимально востребованы в максимальный момент. А что получится? Конечно, мы мечтаем построить Майкрософт. Но что выйдет, то и выйдет.
Вопрос: хороший программист должен быть хорошим хакером?
Я думаю, что это не синонимы. Я знала хакеров, которые вообще не программисты. Самый такой известный вам пример – это Касперский. Сам Касперский. Он на самом деле хакер высшего уровня. Он занимался все свои начальные годы тем, что взламывал чужие программы, смотрел в них, внутрь и определял их вредоносность или не вредоносность. Это типичный пример хакера. При этом не мог написать нормальную программу. Для этого нанимал других людей. Он сам начинал писать, но потом это бросил и занялся вирусами. Стал вирусным аналитиком и действительно достиг в этом деле неимоверных высот. Стал одним из лучших, может быть, в мире. Потом он бросил этим заниматься и сейчас занимается чем-то другим. Это, пожалуйста, пример – хакер, но не программист. Есть обратные истории. Программист – это, скорее, создатель, а хакер, скорее, взломщик.
Об агитации за предпринимательство
Вы мне предлагаете агитировать за предпринимательство? Не идите в предприниматели! (Смех). Если серьезно, то я не считаю, что это правильно – агитировать за предпринимательство, потому что это высокорискованная деятельность к которой человек либо имеет склонность, либо не имеет. Если имеет, то ты его никуда не загонишь – он сам полезет куда-нибудь на вершину, будет карабкаться за чем-нибудь на пик, и чего-то там искать… если у человека нет склонности к предпринимательству, человеку не стоит этим заниматься, потому что рассказывают легенды о том, что предприниматели – это успех, это большое богатство, это деньги. Да, это правда, но из 100 компаний реально успешными и богатыми становится одна, а 99 устилают дно, они становятся планктоном, на котором всё остальное растет. Они погибают. Большинство людей – не успешны. Мы их не видим. Почему я не люблю бизнес-образование ужасно, потому что они учат на так называемых кейсах, когда они рассматривают успешных людей и говорят, давайте сейчас рассмотрим как компания Майкрософт стала такой успешной. Вот мы сейчас это поизучаем и вот, возможно, вы в будущем станете Биллами Гейтсами. Ну, никакого шанса! Это ложь с начала и до конца. Никакого шанса! Кем-то другим, да! Почему? Потому что Билл Гейтс появился ровно в тот момент, их, кстати, двое такие появилось, только один захватил 90 % рынка, а второй – нет. Ровно в тот момент, когда была необходимость в персональных компьютерах, когда пошла вот эта волна! Пять лет спустя, и эта волна превратилась бы во что-то другое! В успехе предпринимательства огромную роль играет место и время, в которое вы выходите. Вот я такая успешная, лекции читаю, такая клёвая тетка… на самом деле, почему я успешная была, потому что я оказалась на антивирусном рынке в тот момент, когда этот рынок начинался в России и в мире. Поэтому, я – успешный предприниматель в мире! Сейчас сделать антивирусную компанию – это практически невозможно! Кстати, стать успешным предпринимателем в мире при той политической ситуации, которая есть сейчас, очень сложно. Я инвестировала много денег и мы не можем пробиться. Совершенно друга ситуация. С другой стороны, есть какие-то новые направления, где-то наверняка есть такие зачатки. Но они всё равно умирают. Поэтому, ребята, не идите в предприниматели!
После этих слов на вопрос, сколько участников лекции хочет стать предпринимателями? – мы получили замечательный ответ: 14 человек захотели повторить путь Касперской. А потом было общение, общее фото и наше фирменное чаепитие, которое Григорий называет просто – socials. И вот что интересно, он же отметил, что Наталья Ивановна не отказалась ни от нашего чая, ни от беседы, при этом добавив: «Я надеюсь, вы моих коллег тоже приглашаете?». Вот она забота о своей команде, подумал я про себя. «Но только ненадолго. В 9 я должна быть дома как штык». И тут я вспомнил, что Наталья Ивановна еще и мама, которая успевает не только управлять крупным бизнесом, но и нести тепло своим близким. Думаю, она подает замечательный пример, что можно и нужно все успевать на работе и дома, соблюдать баланс или гармонию, как сказал бы наш друг Уэмура-сан. После лекции, когда от Касперской схлынула волна желавших обменяться визитками и задать вопрос, я подошел к ней поинтересоваться впечатлениями. И получил интересный комментарий: «Знаете, почему меня было интересно слушать? Потому что говорю только правду». А ведь и лучший полководец страны Александр Суворов говорил почти так же: Я люблю правду без украшений.
Фото Юлии Котиевой и Николая Демчука
Больше фото мероприятия в наших альбомах:
Теги:InfoWatch, Александр Суворов, Билл Гейтс, Григорий Баев, Евгений Касперский, Наталья Касперская, НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации", Сергей Фалько, Уэмура-сан
Обратную ссылку с вашего сайта.