КАК МАТРЕШКА ВСТРЕТИЛАСЬ С ГЕЙШЕЙ
Отчет об открытой лекции «Россия и Япония. Проектное взаимодействие в 21 веке» Рафаэля Валиуллина, директора департамента корпоративного развития Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing LLC в Клубе инженерных предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана
В публикации Гении разрушения, Андрей Реут (главный редактор телеканала РБК), утверждает, что специалисты по параметризации — новейшему направлению науки, ныне программируют старение вещей. Начинает он с мобильного телефона, утверждая, что «телефоны теряют свой товарный вид строго после истечения гарантийного срока. То есть через год». Потом переходит к автомобилям, описывая «последнее ноу-хау от компании Ford: делать тормозные диски из такого мягкого металла, что они стираются вместе с колодками. Для тех, кто не в курсе: обычно диски «ходят» не менее 150 тыс. км, а у нового Ford Mondeo — 40 тыс. Их замена настолько дорогое удовольствие, что обычное техобслуживание нового исправного автомобиля выливается более чем в сорок тысяч рублей». Правда, далее он делает оговорку: «Японцы, кстати, до этого еще не додумались». А далее сообщает читателю, что «есть товары, которые делаются «нормально» и служат долгие годы. Но это товары не для людей. Они для коммерческого использования. Турбины, станки, прессы…». Жаль, что ни Андрей Реут как главный редактор телеканала РБК, ни его коллеги по каналу не попали на открытую лекцию «Россия и Япония. Проектное взаимодействие в 21 веке». Её блестяще провел Рафаэль Валиуллин, директор департамента корпоративного развития Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing LLC, показавший с цифрами и фактами, что все товары, — и для людей, и для бизнеса, которые производятся японскими компаниями, всегда самого лучшего качества!
Вот что записал Григорий Баев сразу же после лекции:
Чтобы понять, насколько хорошая прошла лекция, мне нужно было «переспать» со всеми впечатлениями, а их было много. В первую очередь, я бы хотел поблагодарить Рафаэля за тот мощный заряд энергии и вдохновения, который он подарил нам всем. Алексей Мефодичев, например, не заметил, как пролетело время: «Это была одна из лучших открытых лекций на нашей площадке!» Надежда Копытина на прощание сказала, что лекция была великолепна, редко услышишь столько всего интересного из первых рук.
Он показал на массе примеров, насколько серьезные результаты в производстве от идеологии Кайдзен и технологий Lean, насколько высокие показатели качества задаются системой производства. На своем примере он показал приверженность Кайдзен. Под его руководством завод Хитачи в Твери был открыт точно в срок. Рафаэль каждый вечер проезжает на велосипеде по 25 км для поддержания формы. Прекрасно владеет японским. Большой оптимист и жизнелюб. И все это не мешает ему быть жестким и требовательным руководителем.
А я бы добавил, — обаятельным человеком, когда речь идет о публичных выступления. И начал он свою лекцию с таких слов:
Для меня большая честь выступить в этих стенах. Задача моя сегодня – постараться передать вам впечатления, которых я набрался за 20 лет работы с японским бизнесом и в японских госучреждениях. На основании 20 лет своего опыта я скажу, что Россия и Япония очень разные страны по экономическому развитию, по менталитету, по культуре. И я вижу их взаимодействие только в рамках конкретных проектов. В проекте Хитачи, где я сейчас работаю, понятны взаимные обязанности, понятен результат, к которому обе стороны стремятся. Мне кажется, что в рамках таких структурированных проектов легче двигаться, когда такая большая разность background. Почему поставил – в 21 веке? Убежден, что ментально, но это мое впечатление, могу ошибаться, мы все еще находимся не в 21 веке. По крайней мере, большая часть нашего общества. А Япония, наоборот, мне кажется, в 21 веке оказалась еще в 20-м веке.
А я ментально всё время возвращался сначала в теплый февраль, когда мы с Григорием впервые познакомились с Рафаэлем и он строго попросил нас соблюдать на заводе правила; а потом в жаркий июнь, когда на официальном открытии завода, мы уже не только общались с ним, но и с Фатимой Газановой, руководителем отдела по связям с общественностью и рекламе Hitachi Ltd Moscow Office и Анастасией Исаковой, ведущим специалистом по внешним коммуникациям Hitachi CM; а потом наступил горячий июль, когда участники школы КЛИППЕР попали на улицу ХИТАЧИ и Надежда Андреева описала свои впечатления так:
Расскажу о своих впечатлениях. Хотелось бы отметить, что на производстве, настоящем промышленном производстве, я никогда не была. Но определенные представления имела. В своем воображении я видела огромное помещение, где много народу, ужасно шумно (и от техники в том числе), в воздухе витает пыль, от сварки или чего-нибудь еще очень жарко… Hitachi разбили в дребезги все мои (видимо доисторические)) представления. Никакой пыли и грязи на заводе нет, я бы даже сказала, что там очень чисто. Прохладно и очень комфортно. К слову о комфорте: мои замечательные сандалии мне пришлось поменять на маловатые ботиночки, которые специально для меня где-то нашли (в открытой обуви ходить запрещено, как и в шортах кстати). Сам завод по размерам намного меньше, чем я думала: сказывается применение методики бережливого производства. Всю экскурсию нас сопровождала милая девушка-экскурсовод (вместе с тем и русско-японский переводчик), которая рассказала много интересного. Например, на заводе есть лучшие образцы работы мастеров, но ни на одном из них не написано имя автора: Hitachi ценит каждого работника, но результат — заслуга команды.
Рафаэль не только и не столько рассказывал о заводе Hitachi-Тверь – он умело придерживался заданной темы, поясняя, что высокое качество японской продукции обеспечивается сочетанием трех элементов: высокотехнологичного оборудования, организации производственного процесса и японской рабочей силы.
Именно соединение этих трех компонентов дает легендарное японское качество,- пояснил Рафаэль и добавил: — Почему японцы сразу заказывают и высокотехнологичное оборудование? Потому что только при помощи него можно получить высокое качество. Чем обеспечивается технический уровень оборудования? Прежде всего, высокими затратами на НИОКР. Затем, инвестициями в модернизацию оборудования и третье, контролем качества работы оборудования. Могу сказать про Хитачи, у нас затраты на НИОКР – примерно 5 % от продаж. И наш коллектив – это порядка 17 000 исследователей и ученых, работающих во всем мире.
Перед лекцией он побывал в музее университета, где, в частности, увидел портрет одного из основателей робототехники – Евгения Попова. Как жаль, что коллеги с этого факультета прошляпили выступление Рафаэля. Он рассказал, что Япония – не только лидер роботостроения в мире (350 тысяч, треть от мирового парка работает в Японии), оказывается почти 100 % оборудования на японских заводах – отечественного производства.
Робот – это хеджирование рисков по рабочей силе, что это стабильное качество, например, при сварке, на них не надо тратить деньги при больших налогах, – пояснил лектор и добавил¸- Что интересно, и я на тверском заводе вижу это воочию, что в японских промышленных технологиях, в том числе и в роботах, функция контроля качества встроена в производственный процесс. Что это дает? Какие-либо отключения, ведущие к появлению дефектов, исключаются. Возможности для этого закладываются еще на стадии проектирования оборудования.
Раскрывая тематику организации производства, Рафаэль подчеркнул, что оно ориентировано на производство малыми партиями. Еще одна интересная деталь, оказывается, проектируя завод в Твери, на территории завода не закладывали склад, решили арендовать его рядом для того, чтобы подвозить компоненты.
Вот как это, по версии Рафаэля, происходит в Японии:
Я несколько раз был на материнском заводе: Хитачи у себя делает только малую часть, около 20 %. Всё остальное подвозят — just in time. На территорию завода приезжает трейлер, к тому месту, где эти компоненты будут использоваться. Водитель спешивается, в вилочном погрузчике стоит ключ, это уровень доверия! Выгружает свой груз к нужному посту. Расписавшись, оставляет накладную и уезжает, оставляя табличку канбан.
Я бы мог и далее выуживать из лекции Рафаэля вкусные, на мой взгляд, куски.
Но остановлюсь на вопросе, который у нас в прессе, не говоря уж о телевидении, постоянно замалчивается. Речь идет о статусе работников любого предприятия. Вот что сказал об этом замечательный лектор:
На японских предприятиях очень высокий статус именно у рядовых работников. Все, включая руководство, одеты одинаково, у всех одна парковка, все едят в одной столовой. Уровень заработка, поверьте мне, не отличается в разы, как у нас. Ярким примером этого является две вещи: дивиденды для акционеров менее важны, чем выплата бонусов сотрудникам; второй пример – гембасюги. Когда возникает какая-то проблема, у нас на заводе в Твери тоже возникают проблемы, а у нас все сидят в большом одном помещении, за стеклом видно производство и всем менеджерам видно, какой участок «тормозит». Так что если что-то не так, вперед идет сразу или директор, или менеджер по логистике… и разбираются не с рабочими, а с проблемой.
Вот что записал для себя Григорий Баев по поводу гебмасюги:
Например, когда выбирали цвет спецовок для нового завода в Твери, японцы предлагали светлый серый, наши соотечественники — темно-синий, менее маркий. На что японцы сказали — если правильно работать, ничего не должно пачкаться. По-моему, это замечательный принцип и индикатор высокого уровня организации работы.
Для продвижения своей продукции Рафаэль рекомендует сосредоточиться на качестве, а не рекламе. Нужно зарекомендовать себя у потребителя, а уж он сделает для вас сарафанное радио.
Кстати, о радио, сарафанном¸ о продвижении нового проекта. В финале лекции прошел анонс Первого открытого чемпионата Москвы по бережливому производству. Дмитрий Батурин, руководитель проекта Внедрение бережливого производства в РФ НОЦ Контроллинг и управленческие инновации университета и главный судья чемпионата говорил о нем очень эмоционально и просто:
Коллеги, подумайте о том, что только с помощью тренировок можно добиться какого-то успеха или прогресса. Игровые тренажеры, на которых будет проходить этот чемпионат, — это, в первую очередь, тренировка! Тренировка командной борьбы, тренировка вас, как личностей! Модель бережливого производства, как сказал Рафаэль Валиуллин, была для Японии вынужденной и претворена в жизнь, но не стоит забывать, что в СССР была научная организация труда. Дисциплина, которая во многом предваряла эти славные открытия. Иногда что-то новое, это хорошо забытое старое.
Специально для Дмитрия Батурина, коллег по подготовке чемпионата из компании «ЛинПроджект» и Высшей школой инженерного бизнеса, хочу напомнить, что у истоков Первого открытого чемпионата Москвы по бережливому производству стоит РУССКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ, возникший еще в позапрошлом веке в стенах Императорского технического училища.
Приятно, что первый партнер Первого открытого чемпионата Москвы — «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР» — ведущее российское издательство, выпускающее деловую и профессиональную литературу, предоставил для финалистов книгу Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Не менее приятно, что Джеймс П. Вумек и Дэниел Джонс — авторы данной книги создали две некоммерческие организации, призванные заниматься бережливым производством. Дж. Вумек возглавил Институт бережливых предприятий в США (www.lean.org), а Д. Джонс — Академию бережливых предприятий в Великобритании (www.leanuk.org). Они по очереди проводят международные конференции и семинары, знакомящие специалистов разных стран с идеями бережливого производства.
Вполне возможно, организаторы МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА: СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ, который пройдет в начале декабря в МГТУ им. Н.Э. Баумана, в следующем году пригласят авторов книги на пленарное заседание. А в этом году на нем не с лекцией, а с докладом, приглашен выступить Рафаэль Валиуллин. Кстати, на вопрос о том, как обеспечить качество продукта и всей работы, связанной с его производством и продвижением (а нам это надо взять на заметку!), он ответил так:
Может и не в тему, но вот личный пример: как обеспечить качество своей фигуры. Это очень личный пример, но он очень яркий. Я за последние 3 года похудел на 15 килограмм, это тяжелая работа, это каждый день на велосипеде 25-30 км и без ужина. Но весы после этого – это маленькая победа над собой. Это РАБОТА, так же как и в производстве, как и в семье и в институте, когда готовишься к лекции… Я столько перелопатил, столько всего нового узнал и сегодня вторую часть не удалось рассказать, но мы это выложим, и я надеюсь все почитают. Тем не менее, это только работа. И еще одно замечание, что очень выгодно вкладывать в людей, не во всех, а выбрать правильных людей и в них вкладывать, потому что эти вложения выгоднее всего. Если ты вкладываешь в правильных людей, они тебе потом дадут с очень большими процентами – это мой личный опыт. Я имею в виду вкладывать не деньги, а знания, опыт.
Фото Юлии Котиевой и Николая Демчука
Больше фото в наших сообществах:
Теги:Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing LLC, Hitachi-Тверь, lean production, lean чемпионат, Алексей Мефодичев, АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, Анастасия Исакова, Андрей Реут, бережливое производство, гебмасюги, гемба, Григорий Баев, Дмитрий Батурин, Евгений Попов, кайдзен, Канбан, Надежда Андреева, Надежда Копытина, Николай Демчук, Первыйо открытыйо чемпионат Москвы по бережливому производству, Рафаэль Валиуллин, Русский метод обучения ремеслам, специалисты по параметризации, Фатима Газанова, Чемпионат по бережливому производству, Юлия Котиева, японское качество
Обратную ссылку с вашего сайта.