В БИЗНЕСЕ ПОБЕЖДАЕТ ТОЛЬКО ВЕРУЮЩИЙ
Давид Ян, один из героев моей книги Фанаты бизнеса, в декабрьском интервью напомнил всем о начале бизнеса: ABBYY мы начали в 1989 году с электронного словаря Lingvo, а в 93-м появился другой наш известный продукт — программа для распознавания текста FineReader. Компания окупала себя с самого начала. Мы с Сашей Москалёвым только заняли 3 тысячи рублей у Центра научно-технического творчества молодёжи, а через год их вернули и ещё делились прибылью в течение года по договору. Виктор Авдеев, один из основателей НПО «Унихимтек», начинал в то же время: Материалы, которые мы тогда придумали, пользовались очень большой популярностью: они были настолько востребованы, что у нас было только договоров на НИОКР на миллион рублей. Тогда это был состав жигулей. И Давид Ян, и Виктор Авдеев помогают университетам, в которых получили образование: Давид – Физтеху, Виктор – Московскому университету, но разница между ними одна – в первом случае феноменальный айтишный проект, во втором – грандиозное серьезное производство, ориентированное в основном на экспорт. Выступая в Бауманке, Авдеев щедро делился опытом, срывая аплодисменты. А начал он с простых материй: Мне нравится слово МИССИЯ. Я считаю, что университеты, в том числе и наши с вами, МГУ им. М. Ломоносова считается первым номером среди классических университетов, ваш университет – номер один среди технических, университеты очень сильно задолжали России. Я и хотел поговорить о том, что такое университет и что нас ждет! Что мы можем делать вместе? А я, слушая его, вдруг стал делать открытия – настолько схожи оказались «истории».
История первая — кафедра
Кафедра, которую я возглавляю, основана в 1806 году при императоре Александре Первом, — так начал лекцию Авдеев. Я даже прочитаю, как она называлась: кафедра технологи и наук, относящихся торговле и фабрикам. Представляете, в то время было логичным в университете способствовать торговле и фабрикам! На сайте кафедры есть важное дополнение – кафедрой до 1814 года заведовал профессор Иван Алексеевич Двигубский. Им же был издан в 1808 г. первый в России учебник по технологии под названием «Начальные основания технологии, или краткое показание работ на заводах и фабриках производимых» (экземпляр этой книги хранится в Российской государственной библиотеке). Кстати, надо обязательно посмотреть на этот фолиант!
Кафедра Экономика и организация производства, где я тружусь, создана была в 1929 году, а у её истоков стоял профессор Николай Францевич Чарновский, автор первого учебника по менеджменту, репринтное издание которого было представлено на международном форуме СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ.
История вторая – масштабное производство
Патентов у нас много. 35 тысяч продуктов мы продаем. Многовато. Наша бухгалтерия всегда мучается. К сожалению, слишком много, это тоже плохо. Если говорить о бизнесе, то сейчас мы думаем о том, как сделать три или четыре продукта, но для всего мира! Чтобы создать хотя бы среднемасштабное производство. Когда нам стало не хватать знаний, которые мы получили в лаборатории, в университете, 11 лет назад мы создали институт. Его учредители — наш Унихимтех, московский университет и фонд Бортника. Мы его создали за 7 лет до того, как вышел 217 ФЗ. Поторопились, не пользуемся льготами и так далее. Институт, тем не менее, работает. Мы с Сергеем Геннадьевичем Ионовым молодые ученые среди ветеранов, а есть еще те, кто лет на 30 нас помоложе. Среди них завлабы 32-33 года! К счастью, таких уже больше половины у нас на кафедре, и как заведующий кафедрой, я считаю, что это мое главное достижение. Часто бывает такая ситуация – человек защищает диссертацию и возглавляет участок производства какого-то материала, или же модернизирует, создает новые материалы.
Получается, что для создания полноценного производства кафедра вместе с партнерами создала свой научно-исследовательский институт! И успешно развивает его, вливая свежие молодые силы в проекты. Вот и наша кафедру недавно создала Центр управления производством, куда мы так же привлекаем молодежь для участия в проектах по бережливому производству, технологическому предпринимательству и предпринимательскому сообществу.
История третья – о химиках, физиках и инженерах
О чем бы хотелось поговорить? Чем болеет Россия тяжело? Бауманский, я считаю, пострадал от этой перестройки гораздо больше, чем классический университет. Химикам еще не плохо: потому что если что-то сделать, им нужен, условно говоря, рубль, а физикам – на порядки больше. А инженерам еще больше нужно, потому что нужна такая инфраструктура и столько физиков-химиков и всех других… старшему поколению бауманцев было очень обидно и досадно смотреть, как все помирает – одно производство за другим, третьим, двадцатым и так далее. Когда я со студентами-химиками говорю, что мы вернулись в лидеры стран по ВВП, но если бы мы хотя бы не нефть продавали, а два-три передела, то мы были бы уже четвертыми или пятыми. Представляете? Химикам, чтобы что-то сделать, нужны инженеры и технологии.
Вот в чем фокус! Инженерам, чтобы что-то создать, крайне нужное и полезное потребителям и заказчикам, нужно на пару порядков больше ресурсов, чем другим представителям университетов. Этот вывод надо обязательно взять на заметку и постараться исследовать. Григорий Баев и Юлия Котиева, Ашот Элязян и Дмитрий Галкин, подключайтесь!
История об учебе и потрясающем элементе
Несколько слов хочу сказать об углероде. Я закончил университет в 1972 году, диплом делал по синтетическим алмазам и академик Верещагин был моим руководителем. Его еще называют «отцом» советских алмазов, он основатель алмазной промышленности. Мы тогда выпускали 180 миллионов карат синтетических алмазов. Он был и в аспирантуре руководителем. Поэтому, углеродом я занимался еще со студенческих лет. Потрясающий элемент – сверхтвёрдый и сверхмягкий, диэлектрик и металл, теплоизолятор и лучший проводник тепла! Строить из углерода разные структуры – это жизнь моя и моих коллег. Я не устаю студентам повторять – занимайтесь углеродом, водородом и кислородом, и вы всегда будете состоятельными людьми.
Я же не устаю повторять студентам – занимайтесь изучением реального бизнеса, научитесь его описывать, формализовывать бизнес-процессы, узнавайте, из каких элементов строится организационная структура, как из идеи создается модель бизнеса и как она начинает описывать свой жизненный цикл.
История о материалах и о том, как зарабатывать деньги
Теперь я расскажу о материалах, о том, как мы их создаем и как мы зарабатываем деньги. Надо мною подшучивают, и не только надо мною: хорошо ли быть богатым? И зачем приходить в 7 часов утра на работу и работать до вечера, работать без субботы? Мне кажется, что деньги здесь дело пятое, если человеку интересно, то надо создавать некие возможности для того, чтобы интересы реализовывались. Меня в бизнесе именно это привлекает. Справедливости ради хочу сказать, что в Европе, например, это выбор для человека: ученый одной и той же квалификации в университете имеет зарплату в два, два-два с половиной раза меньше, чем если бы он работал в лаборатории частного бизнеса. Почему? Это плата за свободу. В университете человек почти всегда может выбирать, заниматься тем, что ему нравится. Я считаю, что высокотехнологический бизнес – награда! Это очень интересно, правда, удовлетворение любопытства за свой счет.
Начал я с углерода, но законы бизнеса диктуют свое: ты должен отходить от него. Решение проблемы – это и есть бизнес. Первые наши материалы – уплотнительные и огнезащитные. Мы занимаемся ими 20 лет, это уже промышленный выпуск. Вторая группа – начато производство и поставки, — полимерные композиционные материалы. Они производятся в небольших объемах – это первые миллионы долларов. Не много, но уже кое-что. Еще одна тема – теплопроводящие панели. Это огромное направление.
Как легко профессор Авдеев оперирует цифрами: первые миллионы долларов, прихожу на работу в 7 часов утра… А много ли вокруг вас, друзья мои, тех, кто встает каждый день, кроме субботы, ранехонько, чтобы заниматься тем, что ему нравится. Начал «копать» в своем окружении и обнаружил Владислава Дорофеева из Издательского дома Ъ, так же трудоголика, который успевает писать отличные книги, делать репортажи и воспитывать личным примером своих замечательных детей. Кстати, летом на школе КЛИППЕР в Твери он напомнил всем, что предприниматель – соль мира. Реально, я действительно так считаю до сих пор, несмотря на то, что я многих людей встречал, со многими разговариваю, много гадостей встречал в этом мире – предпринимательском, — заявил он, — Но, тем не менее, я остаюсь в этом своем убеждении – предприниматели и бизнес – основание любого общества.
История о направлениях и гвардейцах бизнеса и науки
Целый ряд производств мы создаем по заказам сторонних организаций, институт работает в трех направлениях: научно-технологическая поддержка существующего бизнеса, чтобы быть конкурентоспособным, надо все время что-то придумывать, развивать, уменьшать издержки и так далее; другое направление – создание новых бизнесов. Фактически молодежь это реализует; третье направление – работа по заказам в основном крупных корпораций. Например, в 2015-2016 гг. мы запускаем ряд производств по заказам Гампромэнергохолдинга. В Алексине мы запускаем проект по материалам двойного назначения. Последняя группа – НИОКР. Заделов много. Начиналось всё с того, что мы просто изучали классические реакции. Фундаментальные исследования до сих пор продолжаются в университете! 20 -25 дипломников приходят на кафедру и каждый год поступает по 10 аспирантов. Представляете! Гвардейцы, 40 человек. Треть бездельники, конечно, стараемся их выгонять, но остальные, некоторые даже работают. Ученым всё время надо ограничивать себя, потому что за проблему можно браться если сложности и ресурсы совпадают.
Какая забойная фраза о ресурсах! Вот мы с коллегами в прошлом году сняли фильм ТОП-АМЕРИКАНЕЦ, как Дмитрий Батурин, реаниматор российского бизнеса, с колен поднимал настоящее производственное предприятие. Теперь он занят другим предприятием и у него работают студенты не только нашей кафедры. А новый фильм мы предполагаем снять в прошлом году, у нас ведь появился свой режиссер – Ирина Иргалина. Кстати, она хочет снять сериал ИНЖЕНЕР В ПРОЕКТЕ. Первые кадры уже отсняли в Технополисе Москва и в университете.
История о экономике знаний и типично университетском бизнесе
О чем это я? О том, что экономика знаний – реальность! Знания и умения превращать материалы в продукты! Графит покупаем на Украине и в Китае. Бог Россию наградил месторождениями, но они не разрабатываются. Нам пришлось создавать оборудование, чтобы делать новые материалы! У нас есть группа инженеров из столичных университетов. Уплотнительные материалы. С этого мы начали только потому, что вход в этот бизнес требовал наименьшее количество денег и ресурсов. Получили материал, который исследовали для космоса, и начали его применять для герметизации. Почему это важно? Например. Больше половины аварий на атомных станциях – разгерметизация. Шатт сгорел. Бритиш Петролеум – миллиарды долларов сгорели! Огнезащитные материалы. Первый заказчик связан с СОИ. В 80-е годы нам была поставлена задача защитить космические аппараты от воздействия лазерного и радиационного оружия. После знаменитого пожара на Останкинской телебашне мы выиграли тендер. Фактически мы сейчас предлагаем новые системы отопления и кондиционирования. Если наши панели повесить в такой же аудитории, то для отопления будет достаточно той воды, которая имеет 40-45 градусов. В любой мороз здесь температура будет 25 градусов. В обычных радиаторах на входе 90 градусов, на выходе 60. Стучимся по все двери, но слышат плохо. Всё что делаем, экспортируем в Европу. В таких случаях я говорю, что это типично университетский бизнес. Почему? Химики создали материалы. Какой вклад? 20 %.
История о тех, кто нужен основателям бизнеса
Кто еще нам нужен? Экономисты, чтобы объяснять, что получаются очень большие эффекты. Но это тоже не самые главные люди. А кто главный? Психологи! Как достучатся до нашего «труженика»? А еще важнее журналисты! Вот они то как раз умеют «достать» человека! Мало изобрести что-то, гораздо труднее это сделать услугой, продуктом. Это трудно везде, но в нашей стране – это особая песня.
А еще, на мой взгляд, обязательно нужны эксперты, такие, например, как Кирилл Кучкин и Алексей Москвич. Они не просто «владеют» информацией, они въедливо интересуются тем, что лежит в основе бизнеса. Недаром именно они так хорошо ведут мастер-классы на школе КЛИППЕР, что Надежда Андреева просто изумилась: оказывается, в ее светлой голове никак не укладывался вопрос: зачем? Зачем мы изучаем всю эту теорию? Какой в ней смысл? … Была сильно поражена и безумно удивилась, когда Алексей Константинович Москвич, серьезный человек, бизнес-брокер и руководитель департамена КГ WiseAdvise, при объяснении принципа оценивания стартапа написал формулу, которую мы недавно проходили в университете. Ту самую формулу, смотря на которую в книге я думала: «еще одна.. ладно, выучу, отвечу на контрольной и забуду, ведь вряд ли она мне пригодится». Одну из тех формул, которые я считала абстрактными и далекими от реальной жизни. Меня очень сильно потрясло, что вся теория, которую мы изучаем и зачастую считаем далекой от реальности, на самом деле имеет практическую значимость.
История о том, как важно научиться превращать знания в продукты
Я не знаю, какие законы нужно издать нашим университетам, чтобы что-то изменилось и мы научились знания превращать в продукты. Нас вынудили обстоятельства. Приведу один пример: мы участвовали в конкурсе мегапроектов. Каким-то образом мы заняли первое место и получили на 400 миллионов рублей субсидии. Тогда это очень сильно изменило наш бизнес – фактически мы за 4 года в 5 раз увеличили объемы продаж. Сейчас мы платим больше 300 миллионов рублей налогов. Вдруг как когда-то колхозников нас начали в президиумы усаживать. А мы прятались, ходили скромно. И вот в одном выступлении, прочитав, что в университете миссии — наука и образование, мне нравится – польза обществу. По моему, в 2003 году в устав московского университета внесли дополнение – инновации. Но если бы еще это слово как-то измерялось и влияло на рейтинг университета!
А вот хороший пример – Дмитрий Михайлов, руководитель молодежного инжинирингового центра МИФИ. В интервью КЛИП он так сказал о своем призвании: … на сегодняшний день в России просто нет среднего поколения ученых. Это очень серьезная проблема. И получилось так, что за старшим поколением следом идем мы. Сразу после окончания МИФИ у меня тоже была возможность уехать работать в зарубежную компанию. Скажу больше – шансы у меня устроиться там работать были очень большие, учитывая знание нескольких иностранных языков. Но я не уехал. Вы спросите: «Почему?». Однозначного ответа нет. Просто захотелось попробовать что-то сделать на Родине. Я тогда подумал, уехать можно всегда. Но, не использовать шанса попробовать сделать что-то серьезное в России, было бы непростительной ошибкой. И я взялся за дело. И все получилось!
История о том, как организовать бизнес и кто в нем волшебник
Меня спрашивали о том, как организовать бизнес. Мы занимаемся материалами. Академик Берлин нарисовал такую картинку, а мы с Сергеем Геннадьевичем к ней приделали: важнейший фактор – цена. Это – конкурентоспособность. Если вы делаете материал самый замечательный, но он безумно дорогой, никому он не интересен. Поэтому, надо всегда помнить, сколько будет стоить ваше предложение, ваша услуга и так далее… это путь технологий! Создавая тот или иной материал, нужно об этом помнить. Я занимался фундаментальной наукой, потом – прикладной, начали образцы получать, потом появились заказчики и с ними элементы технологии. Меня оскорбляет, когда человек в пробирке образец не умеет делать, а говорит – у меня есть технология. Меня это страшно коробит, потому что я считаю – технология появляется, когда ты продаешь материал и услугу, и у тебя есть рынок. Дальше идет промышленное производство: нам пришлось научиться, а 90-е годы денег не было, наши технологии были оригинальными, приходилось их придумывать! А еще сертификации и законы! Чтобы продавать на атомную станцию, какое количество испытаний надо пройти? Поэтому, даже в бизнесе я всегда старался работать с самого начала: когда у тебя есть идея, надо сразу знать, кому ты её продашь! Тогда эта дорога тяжелейшая а) сокращается, б) тебе помогают её пройти. Потому что заинтересованный потребитель – этот тот волшебник, который тебе помогает жить и объясняет, что надо делать.
Казалось бы, простая максима, кочующая из одной классической книги по бизнесу в другую. Вот у меня на очереди суперкнига Германа Саймона СКРЫТЫЕ ЧЕМПИОНА 21 ВЕКА. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка, а в ней такой пассаж: Множество скрытых чемпионов очень тесно сотрудничает со своими главными заказчиками и от этого выгоду в форме рекомендаций и стимулов повышения эффективности. Требования клиентов скрытых чемпионов направлены преимущественно на высокие качественные показатели и в меньшей степени – на низкие цены
История о человеке, который что-то делает руками
Сейчас самая большая проблемы – работник. Тот человек, который что-то делает руками. В России с этим беда. Печаль неутолимая. Потому что разработчики и инженеры есть, а вот найти пять рабочих, чтобы они за тем станком, компьютеризированным, дорогим, да чтобы они его не ломали… как приходится работать? В Алексине цех будет запущен в следующем году, но мы уже два года работаем с техникумом. В Воронеже так же работаем с техникумом, чтобы были работники. То же самое в Ульяновске. Раньше я рассказывал своим сотрудникам, и они мне верили! Посмотрите, как работают в Европе! Как мы приспосабливаемся? Что-то делаем, но реально – автоматы и женщины! Единственная надежда!
История о том, что победит может только верующий
Когда я начал заниматься бизнесом, мне уже было за 40! Когда я пришел на первый курс, нам всем объяснили, что нельзя научить, можно научиться.
И тут на сцену вышел друг Авдеева — Сергей Геннадьевич Ионов. Он много лет его знает и как ученый, и как предприниматель. И вот его оценка успехов друга:
Его основная фраза – победить может только верующий. Я приведу пример: когда был получен пенографит, это была фундаментальнейшая вещь! Первый аспирант Виктора Васильевича получил это соединение! Я ему говорю: что ты с ним будешь делать? Он говорит: будем делать матрацы и подушки, которые не горят! Второе! Карьера Виктора Васильевича началась с переработки алмазов! А еще он прошел стройотряды! На Сахалин приехали с отрядом – вот просека, надо выкорчевать! Уезжаем – семь домов под ключ стоят.
Вновь обращаюсь к книге Фанаты бизнеса. В первой главе главные герои описывают школу студенческих строительных отрядов. Именно она, например, помогла Дмитрию Новикову создать отраслевого лидера страны – компанию Консультант-плюс. В первые годы ему активно помогал глава Катерпиллер-Евразия Мумин Аъзамхужаев, который выступал у нас в феврале и обмолвился: мы хотим выстроить систему многоуровневой многолетней стажировки студентов у нас в компании. Вот что о нем написала студентка Ксения Логутенкова: Это обычный человек, в галстуке. Но то, с какой заинтересованностью он рассказывал о своем деле, просто поразило!.
История о том, что бизнес учредить – не проблема, а вот создать – проблема.
Вопрос: как долго длилась бумажная волокита с открытием своего дела?
В московском университете мы были первые, ученые советы не знали, что с нами делать, а решение надо было принимать. Но сначала на факультете, потом в самом МГУ, оглядываясь и недоумевая, приняли решение. Университет был тогда в Гагаринском районе, приходим туда, где надо было печать поставить и они говорят: какие вы молодцы, к нам приходят одни торгаши! А вы ученые такое хорошее дело начинаете! Мы говорим: подпишите бумагу. В ответ – не можем! Но не потому, что они вредные были, они не знали, как подписать. Мы, изучив все документы, им потом объяснили, что они должны подписать. За год управились, сейчас быстрее. Меня спрашивали о том, легче ли сейчас организовывать бизнес. Сейчас проблема в том, что желающих мало трудиться много лет. Так что бизнес учредить – не проблема, а вот создать – проблема.
О той же проблеме не менее искренне и точнее сказала Раиса Демина, основательница компании Велком на лекции в марте: Буквально 5 месяцев назад, я думаю, она не меня не обидится, Елена Шиткина, доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ им. М. Ломоносова, очень симпатичная женщина, преподает до сих пор, очень красивая… тоже приехала по одному вопросу, личному. Она говорит: я хочу открыть свое дело. А возраст такой же как у меня. И она сейчас открыла свою компанию под названием Шиткина и партнеры. Женщина сумасшедшая. В хорошем смысле. У нее такая энергия! Какая она красивая! Она красива не только внешне, но и красива изнутри. У нее так поставлен слог, она так красиво говорит! Поэтому, я думаю, если вы действительно хотите начинать, это надо делать быстрее.
История о том, какие нужны качества для организации своего дела
Всё довольно просто – нужно читать. Я в свое время метрами книги по бизнесу читал. Так что пришлось читать, разговаривать, думать. К сожалению, в России не очень много людей, у кого можно поучиться. Но таких людей нужно найти, они есть. Так что учиться надо. Ничего нового и оригинального здесь не придумаешь. Конечно, бизнес всегда междисциплинарный. Поэтому надо команду формировать. Потому что я, по крайней мере, всегда старался находить тех, кто меня умнее. В бизнесе я себя всегда считал многоборцем, потому что надо много чего уметь, в том числе интегрировать знания. Но если вокруг тебя есть люди, которые знают экономику, физику, химию, инженерию лучше тебя, вот это люди, на которых можно опереться. Каждый человек себе какие-то правила придумывает. В бизнесе, как и в науке, в искусстве самое главное – уметь мечтать. Можно по-другому сказать: побеждает только верующий! Что такое мечтать? Надо работать, чтобы чего-то попытаться добиться. Второй принцип – опираться можно только на то, что сопротивляется! То есть, вот эти люди, которые тебя умнее, они всегда с позицией, с ними всегда неудобно работать, но на них можно опереться. Поэтому, если есть такая команда, то можно пускаться в путешествия. Нас жизнь с инженерами к чему приучила? Разговаривать на языке технических заданий. У нас это называется опросными листами.
Как здорово Надежда Копытина у нас говорила о том, что значит мечтать в бизнесе: Всегда в разработку и продукт надо верить. Даже если это еле-еле видение, но человек в это верит, оно станет телевидением, потому что у него есть отец-основатель, который любит этот проект, который ведет его и развивает его. Мы с вами много видели презентаций, и как бы они хорошо или плохо не представляли свой продукт, если там есть человек, который любит то, что он делает, этот проект будет на его энтузиазме жить столько, сколько будет этот энтузиазм.
История о рецептах как запускать стартапы
Рецепты очень простые. Они как для молодых, так и немолодых. Мы, немолодые, предлагаем то, что у нас есть. Поверьте, что это не фраза, не позиция, это опыт! Нужно найти того, кому нужно то, что у тебя есть! Но этого мало. Нужно еще найти того, кто готов за это заплатить. Помните, я нарисовал инновационный цикл: мы отбираем только те идеи, которые можно продать. От этого другая или третья идея хуже не становится. Это же все новые идеи. Но если я не знаю, кому её продать, какую я проблему решаю… надо на стадии идеи я думаю, кому я нужен. Обычно это человек, а не организация. Есть такая поговорка – инвестируют не в страны, не в отрасли, не в фирмы, а инвестируют в людей. Бизнес, еще раз подчеркну, это командная работа.
Вот еще одна версия ответа на тот же вопрос, но от Натальи Каперской:
Команда стартапа делится на две категории членов – основатели, они же акционеры, и все прочие сотрудники компании. К последним применимы все стандартные стимулы, описанные в учебниках по мотивации персонала. А основателей мотивировать не надо, поскольку у них уже есть очень сильная мотивация создать хороший продукт и успешный бизнес. У них не должно быть материальных стимулов, они должны работать 24 часа в сутки за идею и жить на минимальную зарплату. Надо понимать, что стартап – это всегда лишения. Сначала ты много работаешь, зато потом есть шанс много заработать. Если же основатели ждут какой-то дополнительной мотивации, то у их стартапа довольно мало шансов стать успешным.
История о долине смерти
Еще из опыта – в 90-е годы самым трудным было то, что мы занимались только уплотнителями. Это не самая интересная тема, особенно после того, как мы летали в космос. Мы не позволяли себе заниматься более интересными вещами. Чтобы заниматься тем, что востребовано, надо себе очень во многом отказывать, потому что ресурс надо сконцентрировать, пока ты не начнешь зарабатывать. Долина смерти – это абсолютно ненадуманная штука. Создав «скелет» бизнеса, мы много очень тратим, чтобы эту долину прошли молодые – список НИОКР мы сами финансируем. Обычно, перед тем как подать проект какой-то, мы его вынашиваем полтора-два года.
Дмитрий Кузнецов, директор Google по маркетингу в России, о преодолении трудностей высказался так: Трудности и неудачи в работе встречаются практически постоянно, главное, не зацикливаться на том, что не получилось, какие-то уроки из этого извлекать, анализировать, почему что-то пошло не так. Если понимать перед собой конечную цель, если ставить перед собой задачи достичь конечной цели важной, нужной и той, которую ты сам считаешь правильной, то тактические неудачи фактически не так важны. На них можно просто не обращать внимания за тем исключением, чтобы извлечь их них какие-то уроки, чтобы не повторять их в будущем.
История о том, откуда берутся деньги на развитие бизнеса
Первые двенадцать лет мы вообще ничего не получали. Никаких денег! Даже делать НИОКР перестали. Мы начали наш бизнес в 88-89 годах. Материалы, которые мы тогда придумали, пользовались очень большой популярностью: они были настолько востребованы, что у нас было только договоров на НИОКР на миллион рублей. Тогда это был состав жигулей. Мы первый автомобиль Москвич купили в 1992 году. На эти деньги начали делать первые шаги. Наши жены первые 12 лет говорили нам: вот Иван Петрович поехал заграницу, получает зарплату, достойный человек, а вы? Первый кредит мы взяли в банке и они нас знаете за что полюбили? Тогда была черная пятница и рубль обесценился почти в два раза, но мы подписали кредит в долларах, и вернули кредит в долларах. Мы так всех удивили! Они спрашивают: как же так? Отвечаем: мы же слово дали! После этого брали новые кредиты под проекты. Пять или шесть раз. Бизнес-ангелов у нас не было – те профессора и есть акционеры!
Кстати, в первые годы деньги вкладывали в бизнес все мои герои книги Фанаты Бизнеса. Иначе они бы прогорели, уступили место более настойчивым или настырным. Вот такой же, похоже, супермен мира бизнеса затеял борьбу с Газпромом. Выпускник Бауманки Игорь Савостьянов несколько лет разрабатывал тепловой насос собственной конструкции и весной 2012 года получил все необходимые сертификаты на свою продукцию, а также зарегистрировал торговую марку Henk System (в честь героя О’Генри), вложив в разработку полмиллиона рублей да еще 170 пришлось заплатить за патенты. И вот теперь дело пошло: до недавнего времени насосы продавались единицами, но в прошлом году спрос неожиданно вырос, — рассказал он журналисту РБК daily Вадиму Смыслову, — Семь лет назад я думал, что продавать по одному насосу в месяц будет здорово, – говорит Савостьянов. – В ноябре мы продавали чуть ли не по насосу в день. Кстати, не менее интересное интервью у Виктора Авдеева взяла годом раньше Дарья Данилова, корреспондент журнала Русский репортер. В нем есть то, чем герой бизнеса не поделился на лекции. Так, отвечая на вопрос о реальных планах выхода на Запад, Авдеев ответил: Ну, конечно. Я хочу увеличить оборот бизнеса минимум до 100 миллионов евро в год, сейчас у нас больше 70 миллионов долларов. Планка 100 миллионов евро возникла неслучайно. Это тот уровень, который позволит нам свободно тратить пять-семь млн евро в год (что составит не больше пяти-семи процентов оборота) на финансирование нашего института. Это минимальная сумма, которая нужна для стабильного финансирования новых разработок и создания научных заделов в новых направлениях без необходимости выполнения НИОКР в интересах сторонних заказчиков, без чего, к сожалению, сегодня нельзя обойтись. Решить эту задачу только на российском рынке невозможно, нужно выйти за пределы страны. Кстати, 9 декабря вечером, после традиционного чаепития, Вадим Авдеев с командой отправлялся за рубеж, но не на Запад, а в Гонконг.
Фото Юлии Котиевой и Вадима Бекера
Теги:Алексей Москвич, Ашот Элязян, Вадим Авдеев, Вадим Смыслов, Владисав Дорофеев, Герман Саймон, Григорий Баев, Давид Ян, Дарья Данилова, Дмитрий Батурин, Дмитрий Галкин, Дмитрий Кузнецов, Дмитрий Михайлов, Дмитрий Новиков, Иван Алексеевич Двигубский, Игорь Савостьянов, Ирина Иргалина, Кирилл Кучкин, Мумин Аъзамхужаев, Надежда Андреева, Надежда Копытина, Наталья Касперская, Николай Францевич Чарновский, Раиса Демина, Сергей Ионов, УНИХИМТЕК, Юлия Котиева
Обратную ссылку с вашего сайта.