ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА. ПОБЕДИТЬ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИЙ – 9 БАЛЛОВ.

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип, Новости КЛИП

Когда намедни профессор Александр Верзилин, что из славного наукограда Мичуринска, поздравляя меня с праздниками, наивно спросил про наступление кризиса, я что-то невразумительное ляпнул ему. А теперь понимаю, что кризисов в экономики – море: тут и кризисы перепроизводства и недопроизводства, и валютный, и финансовый, да еще матерые экономисты изобретут массу новых. Но Верзилин же печально говорил о росте цен. И тут я, вспомнив визит в университет профессора Александра Агеева, обратился к классике. Точнее, к работам великого русского ученого Николая Кондратьева. И вот я обнаружил, что в докладе БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИКИ, ДИНАМИКИ И КОНЪЮНКТУРЫ, прочитанном в 20 годы в Институте экономики факультета общественных наук I МГУ, он, заявляя о том, что рынок с его системой цен выступает в качестве центрального узла, связывающего между собою отдельные хозяйствующие единицы, делает такой вывод: бывают периоды в экономической жизни, которые оказываются благоприятными для развития предпринимательской и вообще хозяйственной деятельности. Выбрасываемые на рынок товары находят сбыт на основе повышающихся цен. В эти периоды хозяйственная деятельность получает особое напряжение. Напряжение это выражается в расширении производства и усилении торгового оборота, в укреплении положения отдельных предприятий и т.д. Усиление напряжения хозяйственной жизни можно наблюдать как на отдельных хозяйствах, так и на всем народном хозяйстве. А что нам сообщают СМИ: поднимается цена на гречку и пшеницу, снижается на нефть…а вот о том, какие отрасли нашей экономики выигрывают от нынешнего этапа развития народного хозяйства, почему-то не сообщается. Но не сообщается и о том, как отдельные хозяйствующие единицы меняют стратегии и модели бизнеса. Именно поэтому я рекомендую владельцам и топ-менеджерам отечественных компаний классическую книгу Майкла Ташмена и Чарльза О’Рейли III Победить с помощью инноваций. Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями. Авторы утверждают: чтобы достичь долгосрочного успеха, организации нужно и то и другое: как способность конкурировать на зрелых рынках на основе цены и качества, так и возможность конкурировать на новых рынках на основании скорости и способности адаптироваться. Успешное управление обоими типами согласованности возможно в том случае, если руководителю удается создать универсальные структуры – структуры, которые позволяют одновременно использовать несколько типов согласованности. Универсальные структуры, в свою очередь, требуют наличия «универсальных» руководящих групп. Такие руководители должны уметь выходить из сложных ситуаций и разрешать конфликты, возникающие при попытках использовать достижения прошлого и при этом создавать будущее.

Моя научная рецензия Инновации и технологические циклы: как стать расторопной организацией (книжное обозрение) опубликована в журнале Менеджмент инноваций. А в нынешней я просто продолжаю любимую книжную тему.

Что сближает исследование с трудами Николая Кондратьева и его последователей?

Во-первых, они утверждают, что сам по себе организационный рост периодически требует скачкообразных изменений. Но во многих отраслях возникает другой, более фундаментальный феномен: динамика технологических циклов и потоков инноваций. Появление промышленных стандартов (или доминирующей конструкции)  и последующий радикальный отход от них (замена продукта) в сочетании составляют полный технологический цикл.

Во-вторых, технологические циклы, в свою очередь,  состоят из фундаментально разных видов инноваций или того, что мы называем потоками инноваций.

В качестве примера они ссылаются на то, что на рубеже минувших веков велосипеды и экипажи, управляемые лошадьми, стали вытесняться с рынка «безлошадными» повозками, которые скоро стали называть автомобилями. Сначала в этой новой категории продукта возникла жесткая конкуренция между альтернативными технологиями, появилось несколько конкурирующих источников энергии – пар, аккумуляторы и двигатель внутреннего сгорания, а так же различные механизмы рулевого управления и разные варианты дизайна салона. Но очень скоро появилась доминирующая конструкция, воплощенная в модели Т компании Ford. В этой конструкции был двигатель внутреннего сгорания, руль располагался слева, тормозная педаль – справа, а педаль сцепления – слева, — пишут исследователи, — Как только возник этот стандарт, конкуренция в автомобильной отрасли сменилась от источников энергии и внешнего вида автомобиля к его характеристикам и цене. Уход с рынка модели Т, в свою очередь, был вызван системными, организационными изменениями. Период постепенных изменений, основанных на конструкции модели Т, длился до 1919 года, когда компания General Motors предложила радикальную концепцию – автомобиль со стальным жестким верхом». Авторы утверждают, что всего через несколько лет эта конструкция стала новым промышленным стандартом и в ответ компании  Ford пришлось на время закрыть свой знаменитый завод в Ривер-Руж.

Кстати, как тут не вспомнить уход с рынка лидера мобильных телефонов Nokia, а чуть ранее компанию Motorola слопал пока еще неутомимый Google.

Что еще стоит сказать об этой неплохой книге?

—  исследователи описали «двурукую» организационную инфраструктуру, но они не просто изучали её, а почти 15 лет изучали непрерывный технический прогресс и создание глобальных рынков, породивших новую конкуренцию.

— крайне редко встречается в книгах по бизнесу, на протяжении всей книги автора опираются не только на опыт ведущих компаний США и Европы — процесс созданий таких расторопных организаций показан на конкретном примере изучения опыта работы трех разных руководителей в трех странах и в трех разных отраслях. На страницах книги описаны герои преобразований – Курт Хубер, директор завода компании Ciba-Ceigy в Гренцахе, С.К. Чоу, генеральный директор подразделения промышленных газов компании ВОС с центральным офисом недалеко от Лондона, и Джек Торранс, вице-президент исследовательской лаборатории Medtek, компании по производству  медицинского диагностического оборудования в Нью-Йорке.

— есть еще одна тема, изложению которой авторы уделили много места – корпоративная культура. Это культура, где во главе угла стоят инновации, скорость, готовность к риску и результативность, — пишут Ташмен и О’Рэйлли, — В таких фирмах культура непосредственно связана с деятельностью, а не с абстрактными словами «ценности» и «подход».

Изучая рост организации, Ташмен и О’Рэйлли обращают внимание читателей на тематику структурной инерции, ведь в любой крупной компании возникают структуры, процессы и системы, позволяющие справляться с более сложными задачами, причем, структуры и системы взаимосвязаны. Попытки внести изменения в них не только сложны, читают авторы, они отнимают много денег, времени и сил. В итоге возникает структурная инерция – сопротивление изменениям, вызванное размерами, сложностью и взаимозависимостью структур, систем и процессов организации. Вслед за ней наступает культурная инерция и она, по версии авторов, очень отличается от структурной инерции и обладает большим влиянием. В зрелой организации проблема обучения стоит очень остро: в это время её способность к обучению в значительной степени зависит от того, что нужно сделать. Эти ожидания, по мнению исследователей, проявляются в неформальных нормах, ценностях, социальных связях. В итоге в организации появляются свои «мифы» и «герои» и, чем успешнее организация, тем более официальными или обязательными становятся эти нормы. Так возникает культурная инерция и организацию поражает вирус самодовольства.

Кстати, именно для борьбы с этим вирусом проект КЛИП проводит ежегодный праздник для всего университета – ДЕНЬ РУССКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ. Хочется напомнить всем, что 23 декабря, в день открытия памятной доски основателю этого метода президент университета, академик РАН Игорь Федоров сказал: Дорогие друзья! Мы сегодня хорошее дело делаем! Открываем памятную доску нашему выпускнику, нашему коллеге Дмитрию Константиновичу Советкину. Я хочу сказать, что даже в блестящем созвездии наших выдающихся выпускников – Туполев, Королев, Шухов, — даже в этом блестящем ряду имя Советкина очень заметно. 

Чтобы заметнее стали публикации БИБЛИОКЛИПА, с этого года к каждой книге будет присваиваться мой рейтинг «КНИЖНАЯ ДЮЖИНА», описанный в книгах «Лучшие книги для бизнеса – 1» (М., Добрая книга, 2007) и «Лучшие книги для бизнеса (М., Эксмо, 2009), кстати, и все старые рецензии обновят баллы. Он выглядит так

КНИЖНАЯ ДЮЖИНА

На основании этого рейтинга я разработал собственную шкалу оценки интенсивности влияния книг на читателя (далее – ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА), во многом схожую с признанными оценками землетрясений в США и России, где соответственно используются ШКАЛА МЕРКАЛЛИ и ШКАЛА MSK-64 (шкала Медведева-Шпонхойера-Карника).

В окончательном виде моя шкала силы воздействия книг на читателя выглядит так:

баллы

книга

Воздействие на бизнес, карьеру и жизнь

1 балл

не заметна на полке

не воздействует

2 балла

не хочется брать в руки

очень слабое

3 балла

название кажется интересным

слабое

4 балла

выделяется обложка

Умеренное

5 баллов

стоит взять в руки

сильное

6 баллов

стоит взять в руки и обратить внимание на автора, обложку,   название и посмотреть примечания указатели

довольно сильное – возникает желание не только читать периодику   или сидеть в сети, но и поставить простые перед собой вопросы: на кого я   работаю; с кем я работаю и общаюсь; кто мне для меня авторитет в жизни, кто   поможет мне стать профессионалом своего дела?

7 баллов

стоит взять в руки и обратить внимание на автора, обложку,   название и посмотреть примечания указатели, пролистать несколько страниц

сильное – возникает желание узнать о том, кто лучше выполняет ту   же работу и как её оценивают, как можно повысить эффективность своего труда и   всей организации в целом; возникает вопрос о своей культуре и культуре всей   организации, а так же о том, что такое карьерный рост или дело всей жизни

8 баллов

можно купить, и прочитать, если есть время для чтения

разрушительное – развенчивает стереотипы поведения на работе и в   жизни, заставляет задуматься о своем окружении и карьере профессионала

9 баллов

нужно купить/одолжить у друга/взять в корпоративной библиотеке   или в библиотеке университета/школе бизнеса

опустошительное – вызывает количественные изменения в жизни;   заставляет задуматься о собственных рецептах карьерного роста¸ определиться с   целями жизни и своего деле; приходит понимание того, что организация может   попасть в кризис, а босс, даже если он заслуживает уважения и даже любви, не   вечен на своем посту

10 баллов

можно порекомендовать другу/коллеге — для полки в библиотеке   университета/школе бизнеса

уничтожающее – продолжает количественные изменения, помогающие   выработать собственные рецепты успеха  и освоить новый, индивидуальный стиль жизни,   создающий новые возможности для карьеры и своего дела

11 баллов

поставить в личную библиотеку (по своему вкусу)

вызывает катастрофу – вызывает качественные изменения в жизни;   заставляет задуматься над вопросами: что я делал все это время и почему я   остановился в своем росте; почему в моей жизни там мало изменений.

12 баллов

классика — для полки в университете/школе бизнеса; личной и   корпоративной библиотеке

вызывает полное изменение и обновление  карьеры и своего дела – качественнее   изменения приводят к тому, что читатель вносит изменения в дело всей своей   жизни. Стиль жизни уже не меняется, а помогает найти новый путь.

Не надо бояться читать хорошие книги. Как-то Дмитрий Зимин, основатель Вымпелкома, сказал однажды: Чтобы заработать и сто тысяч долларов, и десятки миллионов, нужно приложить одни и те же усилия. Важно только знать, куда их направить. Перефразируя его слова, получаем примерно то же: Чтобы прочитать и одну книгу, и десять, нужно приложить одни и те же усилия. Важно только знать, может ли это делу, карьере и самой жизни. Только не надо думать, что после чтения даже десяти отличных книг все будет как в крылатом выражении: дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир.

Теги:, , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности