НИ ОДНОГО ИНОСТРАНЦА НЕ ПРИВЛЁК, ТАК ЧТО ГОРДИТЕСЬ НАМИ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Отчеты об открытых лекциях

Владимир Елин с дозиметромВ конце апреля 2012 года в зале Ученого Совета МГТУ им. Н.Э. Баумана прошла выставка  достижений резидентов технопарка Сколково. На больших плазмах крутились видео ролики с достижениями резидентов Сколково, у подиумов с брэндом «Sk» стояли 17 ученых с компьютерами и своими прототипами. После того, как выставку открыл Аркадий. Дворкович, в зал повалили министры, руководители госкорпораций, нефтяных компаний, банкиры, руководители инвестиционных и венчурных фондов. Многие останавливались у стенда проекта «ДО-РА», знакомились  с руководителем проекта Владимиром Елиным:  среди них оказались Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Михаил Гуцериев (РуссНефть), Анатолий Чубайс (РОСНАНО), Эльвира Набиуллина (МЭР), Владимир Дмитриев (ВТБ), Игорь Агамирзян (РВК), Виктор Вексельберг (Президент Фонда «Сколково», Ренова). 21 апреля 2015 года 25 заседание клуба инженерных предпринимателей университета проходило не так пафосно, но зато в рамках конференции ДЕНЬ РУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ.  Послушать Владимира Елина пришли не только студенты, но и представители реального бизнеса и партнеры клуба.  Если ты инженер в душе, ты будешь изобретать, творить инженерное изделие в любом состоянии, на любом месте и в любое время, — просто и задушевно начал Елин свою презентацию.  

Напомню всем, что 29 марта 2011 года Елин опубликовал «Наш Радиоактивный Мир», где впервые сформировал идею о необходимости создания дозиметра-радиометра в мобильном телефоне или смартфоне для удобства его использования и придания устройству уникальных качеств. С этого момента отсчитывает начало его Проект «DO-RA». DO-RA – происходит от первых букв словосочетания dozimeter-radiometer. В конце 2011 года Владимир Елин генерировал идею, а затем подал заявка на полезную модель и промышленный образец персонального электронного коммуникатора – смартфона будущего. Данная модель по сравнению с сегодняшними смартфонами имеет несколько уникальных отличий, ярко описанных в собственной статье «Смартфон – Generation NEXT».

Владимир Елин на кафедреЭти подробности нашли отражение в открытой лекции Елина и всем, кто её не посмотрел, рекомендую обратиться к видео и выложенной презентации. Мне больше запомнились некоторые вопросы и ответы:

Как вы решили заняться приборостроением?

Елин

В детстве я занимался в станции Юных техников, где строили различные электронные изделия. Потом я закончил кафедру радиоэлектронные системы и устройства и защитил диссертацию на стыке электроники и медицины. Опыт не умирает, как видно.

Вопрос после видеоролика на английском, кто вам такие красивые ролики делает?

Елин

В свое время эта была не очень любимая студентами специальность, хотя потом я себя корил за то, что слабо её изучал. На сегодняшний день, чтобы сделать бизнес, не надо тратить силы, чтобы найти деньги. Как я это делаю? У меня в команде всего три человека: я, мой помощник и финансовый директор. Дальше я заключаю договора на аутсорсинг с разработчиками программного продукта, с другими партнерами и с двумя мастерскими по дизайну.

Японцы в 2013 году удивлялись и не верили, посмотрев наш сайт, что это русские сделали. Ни одного иностранца не привлек, так что гордитесь нами!

В одном из интервью Владимир Елин подробно остановился на сотрудничестве с японцами. Он в частности, сказал, что ему удалось подписать ряд документов о международном сотрудничестве, и в частности, с компанией HONDA Electronics, что со стороны японского рынка есть интерес, прежде всего, от ряда сетевых компаний и особенно от вендеров, продвигающих товары ежедневного спроса через собственные сети автоматов. Но для таких сбытовых сетей нужен специальный продукт, стоящий не более 2000 йен (около $20). Эта задача не из простых, так как доходность в массовой рознице: метро, переходы, остановки и т.д. возможно получить, лишь создав микрочип «ДО-РА» с низкой маржинальной наценкой. И вот его важное дополнение к тематике рынка дозиметров:

В своё время после катастрофы на АЭС Фукусима-1, японский рынок начал потреблять любые дозиметры из России, Украины, Белоруссии, Китая. Быстро выяснилось, что ряд дозиметров имеют высокую погрешность, а зачастую не работают по причине истечения срока годности их основных элементов – счётчиков Гейгера-Мюллера, хотя выглядят они, как новенькие. Очень много было завезено тогда в Японию ширпотреба, исполненного буквально на коленке, тогда даже было принято «негласное» решение для таможни Японии, что больше не пропускать продукцию из ряда стран, по причине её ужасного качеств. Вывод таков: хочешь попасть на японский рынок, в первую очередь будь любезен, обеспечь высокое качество и дизайн своего продукта.

Для японского рынка важна также партнерская поддержка компании, ясно представляющей этот рынок и имеющей уже налаженные, долгосрочные связи. В Японии лучше стартовать с проверенным местным партнёром, уж очень там всё не просто.

Там же, в публикации, есть мнение о проекте ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина.

Если, не дай бог, у нас будет ядерная война или какая-то катастрофа, то подобное устройство, вне зависимости от производителя, сметут моментально, вопросов нет. Но вероятность такого события крайне низка — фактически для этого устройства просто не существует рынка сбыта»

Эксперты клуба инженерных предпринимателей не были так категоричны.

Алексей Москвич

Мне понравился этот проект. Но я хотел бы узнать, какова себестоимость изделия, какую долю на новом рынке может занять проект. Интересно и то, как его организаторы собираются привлекать инвесторов?

Владимир Елин

Себестоимость наших устройств составляет порядка 10 – 12 долларов. Если оно в виде законченной модели. Если в виде микрочипа, надеюсь, можно перейти к себестоимости 7-8 долларов. Добавлю, что мы обладаем всей технологией производства изделия, начиная от проектирования. Все решения запатентованы.  Как только пошла новость о том, что наша компания привлекла миллион долларов от Сколково, нам тут же предложили 10 миллионов, чтобы войти в наш стартап.

Дмитрий Даньшов

Мне так же понравился проект. Хотелось бы узнать, вы представили опытные образцы? Сколько их уже произведено?

Владимир Елин

У нас вышли опытные партии по 100 – 150 экземпляров. Все эти приборы были розданы в основном прессе и разным людям. Устройство, конечно, будет выпущено в серию и пойдет в розницу. Но сейчас мы тестируем его.

Алексей Редкин

Проект очень понравился. Уверен, что есть перспективы. Хотелось бы узнать подробнее о том, кто с вами работает в проекте, какие компании.

Елин

Через Google с нами работает компания Хитачи,  они нам прислали микрочип для тестирования.

Напомню всем, что в январе 2015 года , когда началась моя переписка с героем юбилейного заседания, Владимир Елин посетил азиатскую конференцию Google ARA в Сингапуре, где приняли участие сильнейшие из «азиатских тигров», а Россия оказалась представлена единственным кандидатом – проектом Do-Ra. Вот что сказал об участии в конференции Владимир Елин:

 Мы, как и все приглашенные разработчики, получили девелоперский КIT (системная плата смартфона ARA). Правда, мы получили его поздновато: лишь в середине декабря 2014г., а в Саров, где сосредоточены наши разработчики и программисты, доставлен ещё позже, так что времени для подготовки к конференции у разработчиков DO-RA, команды «Интерсофт Евразия» было в обрез! Тем не менее: мы привезли в Сингапур три рабочих модуля DO-RA, которые немного отличаются друг от друга лишь по габаритам: от самого крупного 39х17х7 мм – до самого компактного 18х18х3.5 мм.

За последние три года Владимир Елин дал много интервью и стал героем многих публикаций. Мне лично нравится одна, вышедшая в Ъ — Do-Ra: девайс, спасающий жизни

В ней Владимир Елин предстает не только в образе успешного бизнесмена – он мечтатель и патриот. Вот его чеканные фразы о том, как надо развивать свое дело и верить в успех:

— Бауманская школа учила нас Мужеству, Воле, Труду, Упорству – это аббревиатура самого МВТУ им. Н.Э. Баумана. Эти качества воспитывались в студентах великолепными преподавателями, начиная с мощного мозгового прессинга на семинарах, лекциях и лабораторных занятиях и заканчивая физической и профессиональной подготовкой в студенческих строительных отрядах. Нас учили быстро думать, мгновенно принимать решения, экспериментировать и самим воплощать в жизнь свои идеи. И эти качества, привитые в МВТУ, меня не раз выручали в обычной жизни и профессиональном бизнесе.

Когда идея дозиметра-радиометра ДО-РА в целом выкристаллизовалась в некое дизайнерское и схематичное решение, возник новый вопрос. Где можно сконструировать и изготовить компактную модель дозиметра-радиометра, позволяющего удобно и точно измерять фон и дозу радиоактивного излучения? Сокурсники по Бауманке помогли мне сориентироваться в современной действительности и сообщили, что подобные вещи сегодня в России делают в специальных дизайн-центрах. Ты описываешь специалистам суть своего устройства, его технические характеристики, оговариваешь, как оно должно работать.

Деньги, конечно, нужная вещь, но в данном случае мне было гораздо важнее услышать экспертную оценку профессионалов. Когда я только начал заниматься нашим прибором, я показал все документы одному из своих партнеров. Он внимательно выслушал меня, немного подумал и сказал: «Володя, мне кажется, что ты родился не в той стране». На мой вопрос, где же я должен был бы родиться, он ответил довольно лаконично: «В Америке. Там ты мог бы по достоинству реализовать свой изобретательский талант и заработать денег на своих идеях. Но не у нас, в России… ». Примерно такие же диалоги я вел и с другими собеседниками, все более и более зарождаясь сомнениями по поводу своей затеи, считая изобретательство чудачеством, запоздалым отзвуком своего инженерного прошлого. Но однажды я рассказал о своем изобретении и внутренних сомнениях одному своему другу Сергею Жукову. Он отреагировал мгновенно, посоветовав оформить документы на грант в «Сколково»…

– На что у стартапов уходят первые деньги?

– Прежде всего, около 300 тыс. рублей в квартал у меня ушло на аренду мини-офиса в центре Москвы под свою команду. Нужна была и небольшая мастерская под лицензию в Московской области c осциллографами, частотомерами, паяльниками и технической библиотекой. Еще 300 тысяч ушло на зарплату сотрудникам и налоги – хотя первые 3 месяца от начала своего стартапа я сам занимался всем: был и директором, и бухгалтером, и юристом, и водителем, а местами и личным помощником самого себя. Управлял из дома по телефону и через интернет нарождающимися бизнес-процессами. Но потом все это мне изрядно надоело – зачем экономить в перспективном бизнесе, лучше построить сразу нормальную компанию! Так я определился с офисом, с конкретными специалистами. Но самое важное, что нужно знать всем стартаперам, это то, что первым делом нужен сайт – лицо компании. Без него любой проект – ничто в современном мире. Даже офис для стартапера не так важен на первом этапе, как сайт. Но, прекрасно зная об этом, мы – можно сказать, бывалые люди – решили все-таки сэкономить на сайте. Что ж, итог был закономерен: сделанный по дешевке сайт пришлось тотально переделывать, что обошлось нам в сумму, сопоставимую с арендой офиса. Наконец, довольно много средств ушло на техническую реализацию проекта: для создания рабочей модели прибора нужны дорогие детали, образцы смартфонов и планшетных компьютеров для испытаний. Кроме того, все программные разработки – от графического начертания букв и цифр, дизайна графиков и счетчиков до коррекции изображений на дисплее смартфона – необходимо создавать только при помощи лицензированного программного обеспечения. Словом, одни сплошные затраты.

– Кто занялся техническим воплощением вашей идеи в жизнь?

— Мне активно помогали специалисты Ядерного центра в Сарове, где ковали нашу «Кузькину мать», то есть советскую водородную бомбу, по меткому выражению Хрущева. В общем, наша команда разработчиков – всего 9 человек – бриллиантовые мозги нации. Каждый из них уже отработал с десяток лет в крупнейших мировых зарубежных корпорациях. Была, конечно, загвоздка: все специалисты, готовые работать над проектом, живут в Ядерном центре, в засекреченной российской глубинке. Там все под контролем, без спецпропуска – ни-ни. Хотя, как ни странно, свобода общения проникла и туда: там устойчивая мобильная связь, исправно работают вездесущий Skape и электронная почта. А что еще надо для эффективного общения?

– Что было самым трудным в создании рабочей модели?

– Наш первый прототип был размером с пенал из-под набора авторучек. Он был черного цвета с наклейкой DO-RA.001. Выглядел он, конечно, аляповато, но работал вполне надежно, через аудиоразъем для телефонной гарнитуры. Когда однажды у меня в руках эту штуковину увидел один мой знакомый, он спросил: «Что это за ерунда?!» Когда же он узнал про мои планы производства дозиметров-радиометров для смартфонов, он только начал хохотать: «Если у тебя что получится, я буду только рад, но не показывай эту хреновину никому, пока не найдешь подходящий корпус для своего полезного изобретения». В итоге нам пришлось хорошо поработать над уменьшением устройства в прототипе ДО-РА.005. Существенно снизить размеры прибора нам удалось благодаря использованию компактного счетчика радиации СБМ-21, типа Гейгера-Мюллера: диаметр счетчика всего 6 мм, длина – 15 мм. Кроме того, мы отказались от встроенного источника питания: теперь все энергопотребление идет от батареи смартфона.

– Как ваше изобретение встретили в Японии – стране, которая и натолкнула вас на мысль о производстве миниатюрных дозиметров-радиометров?

– Японцы из компании «Фуджи» даже поверить не могли, что все это изобрели русские. Потом директор этой компании мне сказал: «Володя, японцы хорошо знают Россию как страну космических ракет, ядерных бомб и потрясающего Большого театра! Теперь мы будем вас знать как страну персональных дозиметров».

Саша Семенов и Владимир ЕлинВ финале заседания клуба  Владимир Елин подарил памятные сувениры с символикой DO-RA  авторам лучших вопросов. Мы же подарили ему нашу фирменную эмблему вырезанную на станке Александром Семеновым, наши другом с кафедры МТ 1. На память гости заседания КЛИП оставили Елину такие пожелания на объявлении: «Прекрасный человек! Отличные идеи!»; «Очень надеемся, что займете японский рынок!»; «Меньше рентген — больше доходов» и «Вдохновения!»

объявление 25 заседанияВ ответ же Владимир Елин написал просто: «Всем удачи и счастья!»

Фото Николай Демчук и Юлия Котиева

финал 25 заседания

 

Теги:, , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности