РЕБЯТА, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ВОТ ЗДЕСЬ – В ГОЛОВЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ!
3 марта Сергей Галицкий выступал бизнес-школе «Сколково» в формате Speakers Night. Евгений Карасюк Обозреватель Slon Magazine тут же разразился статьей Сергей Галицкий: «Я уже слишком сытый», где дал свою версию встречи. По мнению автора, о своей жизни бизнесмен рассказывал, словно с петлей на шее, и обратил внимание на такую фразу Галицкого: Когда ты постоянно находишься под напряжением, то думаешь порой, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца. А меня задела за живое фраза о предпринимательстве, обращаясь к слушателям, Галицкий выдал: Вас нельзя научить предпринимательству. Человека, которому за двадцать, можно корректировать, но кардинально не изменить. К этому времени он либо предприниматель, либо одно из двух. Как можно соглашаться с таким глупым утверждением? У нас в клубе выступали и делали презентации предприниматели, ставшие на этот путь явно не в тинейджерском возрасте: это и Дмитрий Зимин, основатель Вымпелкома, и Дмитрий Кузнецов директор Google по маркетингу в России, сумевший частным порядком выстраивать свою жизнь, пока мегамонстр поиска не выкупил его на время; и Владимир Елин, поработавший на государство и связавший всю оставшуюся жизнь с частным бизнесом; и Мария Сорокина, выпускница бизнес школы INSEAD, поработавшая аудитором, консультантом, теперь партнер и шеф-повар Кулинарной Студии Clever, постоянный автор журнала Гастрономъ и блогер о еде Pinch of Cinnamon; и Раиса Демина, с нуля создавшая компанию Велком. Вот и 15 марта у нас выступает с открытой лекцией по этой теме Ольга Шредер, генеральный директор OE Germany.
Посмотрим, конечно, как будет выступать Ольга Шредер. Советую ей, а так же всем, кто в теме предпринимательства, обратить внимание на публикацию со звучным названием Призвание: стартап. Кто поможет ученым стать богачами (и разбогатеет сам)? Похвальный безымянный текст: Выделение технологического предпринимательства в отдельную группу «основанных на новых технологиях фирм» произошло сравнительно недавно, примерно в середине 1990-х. Случилось это, когда весь мир заговорил о Кремниевой долине, где высокотехнологичные стартапы начали вырастать как грибы после дождя, заканчивается определением: Технологический предприниматель — уникальный человек, обладающий большим набором совершенно разнообразных знаний и при этом еще и крепкой бизнес-хваткой.
А теперь я «раскрою» следующий абзац, уж больно он закавыристый:
- В первую очередь ему необходимо понимать, как правильно формировать идею и где искать нужных людей.
- Он должен разбираться в типах инвесторов (профессиональные, непрофессиональные и др.),
- а также не понаслышке знать, что такое венчурные фонды и бизнес-ангелы. Помимо всего прочего, он должен уметь составлять маркетинговый и бизнес-планы,
- быть хорошим оратором,
- создавать продающие презентации.
- И желательно делать это все на хорошем английском, ведь всегда есть шанс, что технология приглянется инвесторам из-за рубежа.
Григорий Баев знает, что к финалу Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР участники школы составляют более подробный и правдоподобный портрет человека в бизнесе. Одинокий предприниматель, который маячит в публикации, своими трюизмами не идет ни в какое сравнение с мнением, которым поделился с читателями заместитель заведующего кафедрой технологического предпринимательства РОСНАНО в МФТИ Вячеслав Чикин: Мало иметь свою идею, проект, инновационную технологию. Нужно уметь довести ее до человечества и сделать успешной. На мой взгляд, коллеги из МФТИ не смотрели рукопись перед публикацией, иначе эти «суждения» вряд ли появились в Чердаке — научно-образовательном проекте ТАСС.
Что еще смущает в публикации? При ответе на вопрос Куда пойти учиться?, указаны только три варианта:
- МФТИ. Кафедра технологического предпринимательства Сайт кафедры
- Межвузовская магистерская программа подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы. Инженерная школа высоких технологий Сайт программы
- ИТМО. Кафедра технологического предпринимательства и управления инновациями. Реализует магистерскую программу Master of Technology Entrepreneurship. Сайт программы
Добавлю, что схожие программы, как отмечалось в исследовании Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) появились во многих университетах: В последние два года отмечается резкий рост числа образовательных программ по технологическому предпринимательству. Большое число образовательных программ стартовали в последний год («Технологический менеджмент» СФУ, «Стратегический менеджмент и инновации» Высшей школы управления и инноваций МГУ им. М.В. Ломоносова. К выводам коллег из клуба следует добавить, что программы по технологическому предпринимательству входят в учебные планы Государственного университета управления, Донского государственного технического университета, Томского политехнического университета. Как тут не вспомнить о том, что в 2010 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» организована кафедра ИБМ-7 «Инновационное предпринимательство» для решения задач строительства экономики страны и подготовки кадров в области технологического предпринимательства.
Высокие слова. А вот в Швеции предприниматели решают проблемы людей: Николай Маслухин недавно обрадовал публикацией В Швеции открылся минимаркет без касс и продавцов. Оказывается, Роберт Илайджейсон с севера Швеции, открыл мини-маркете самообслуживания, который открыт круглосуточно и работает без персонала. Для доступа в магазин и покупок используется смартфон; шесть камер наблюдения сканируют торговую площадь в тревожных случаях тут же передают смс оповещение с картинкой на смартфон хозяина. Товары покупатели сканируют с помощью смартфона и сразу забирают — без долгих очередей на кассе. На самом деле, и в России такие эксперименты не в диковинку: с 2012 года в гипермаркете «Глобус» во Владимире, как пишет Юлия Калинина в Бизнес-журнале, были заменены на двенадцать касс самообслуживания, которые позволяют покупателям самостоятельно сканировать, упаковывать и оплачивать товары. Так что поле для экспериментов всегда есть и ответ на вопрос быть или не быть предпринимателем, пусть каждый ищет сам. И в этом поможет совет Ивана Бортника: Ребята, она должна быть вот здесь – в голове, качественная ментальность.
Теги:Владимир Елин, Вячеслав Чикин, Григорий Баев, Дмитрий Зимин, Дмитрий Кузнецов, Евгений Карасюк, Иван Бортник, Летния, летняя школа инженерного бизнеса, Мария Сорокина, Николай Маслухин, Ольша Шредер, Раиса Демина, Сергей Галицкий
Обратную ссылку с вашего сайта.
Комментарии(3)
Ольга Андреева
| #
Андрей, тема инновационного предпринимательства новая почему-то для России, которая почему-то просыпается с большим опозданием.
На Западе, особенно в США, это тесно увязано с коммерциализацией научных достижений и появилась эта тема вместе с инновационным предпринимательством не в 90-х годах , а намного раньше. В 1990 году я попала на конференцию по технопаркам в Техасе и посетила технопарк техасского университета. Это все работало уже тогда! Все мы понимаем, зачем лукавить, чтобы развивать это инновационное предпринимательство, нужна инфраструктура, которую у нас даже после объявления множесивенных правительственных программ еще в середине 80-годов при Горбачеве, можно по пальцам персчитать. В школах не учат этому, в вузах, как вы отметили в комментарии, тоже очень мало. Но все таки главное- это создание условий для формирования этих самых инновационных предпринимателей.
А теперь немного о Сергее Галицком. Начнем с того, что в 1991 году вместе Госкомвузом РФ я получала возможность отобрать 10 студентов экономических факультетов у нас в Краснодаре и присоединиться еще к 10 студентам из 2-х московских вузов, чтобы отправиться на теплоходе по Волге. Это были незабываемые 10 дней путешествия с остановками в русских городах, и ежеднывные семинары по основам предпринимательства, которые нам читали преподаватели из университета Джеферсона. Среди студентов был и Сергей Галицкий. Ему дали шанс изменить ментальность и он это сделал, но , не с нуля, за ним стоял папа, который был боссом в торговле в советское время. А вот, если бы он действительно начал бизнес с нуля, он бы говорил не так, как в интревью в Сколково!
И на этом еще не все. В 1993 или 94 году, уже не важно, я руководила некоммерческим фондом, который принимал участие в международной прогорамме обмена студентами с Бабсон Колледжем. Американские студенты приезжали к нам, мы их определяли в разные фирмы, где они 2 месяца совершенно бесплатно разрабаьывали бизнес планы, создавали креативные интересные бизнес-проекты. Двох студентов взял к себе Сергей Галицкий, вот эти студенты и придумали проект сети магазинов Магнит, а Сергей его успешно реализовал.
Конечно, его бизнес не имеет отношения к инновационному предпринимательству. То, о чем он пытался сказать в Сколково, о том, что предпринимательская жилка либо есть, либо нет до 20 лет, это полная ерунда. В мире полно примеров, когда и после 60 лет создавали такой успешный бизнес и мировые брэнды, которые не снились никому! Но, я бы задала один вопро Сергею Галицкому, а что он, став успешным и довольно богатым, делает для детей и молодежи, чтобы среди них найти предпринимательские таланты и научить открыть эти таланты и потенциал в себе? Почему бы вместо футбольного клуба не открыть школу предпринимательства для детей, я бы с удовольствием поддержала такой проект в Краснодаре и даже понимаю как такую школу создать, чтобы ее программы реально ориентировали детей на выбор будущих профессий , давали основы кайдзен и зажигали духпредпринимательства в детях.
То , что получил когда-то в 91 году, Галицкий просто не оценил по достоинству, это был настоящий интелоектуальный капитал- мировой опыт предпринимательства в 10 дней. Если теперь он сможет изменить свою металльность и повернется к детям, т.к. это те, кто возможно придут с новыми идеями в его компанию через 3-5-10 лет, вот это будет вклад его в создание инновационной среды и формирование молодежи с новым мышлением.
И в заключение: создай условия- сформируется среда- среда породит людей с той ментальностью, которую и создаст эта среда, может за исключением тех, кто нк захочет жить в этой среде!!!!!
Ответ
Дмитрий Даньшов
| #
Предпринимательство, инновационное в том числе, в большей степени зависит от простых вещей. Инвестиционного климата, защищенности прав, административной ренты, то есть уровня затрат времени и денег на преодоление административных препятствий. Это банальности. Но пока не важно с предпринимательством вообще пытаться искусственно заставить развиваться его частный случай: «технологическое» — малопродуктивно. Люди рациональны, идти против ветра желающих не много. В Краснодаре, в частности, работается еще сложнее чем в Москве. А причины просты: доля местных прямых налогов в бюджете любого города ничтожна, нет смысла создавать условия для бизнеса. При много лет существовавшей системе «обнала» и «выгона» средств государству заботится о расширении налоговой базы — это все равно, что пытаться наполнить дырявое ведро. Есть наивные надежды, что в последнее время ситуация меняется к лучшему. Изменения в банковской и таможенной практике идут тихо, но последовательно. Я имею ввиду практику, а не только отзыв лицензий. Если в ближайшем будущем мы увидим ясную промышленную политику, KPI госслужащих основанный на экономических показателях региона и немножко разумной пропаганды, то можно ждать бурного роста предпринимательства. В том числе и технологического. По другому, увы, не бывает.
Сьехидничаю, можно? Иногда складывается впечатление, что технологический предприниматель отличается от обычного предпринимателя:
-навыком презентаций и пич-сессий
— умением искать внешнее финансирование. Попрошайничать.
— навыком высокотехнологично свалить из проекта.
Этот важный навык называют «планом выхода из бизнеса» и даже преподают.
При этом качество и реализуемость самих проектов отходит на второй план. Так что, коллеги, будет нормальное предпринимательство, будет и технологичная его разновидность. Вот, полечу завтра в Краснодар, смотреть производственный участок нашей компании. И даже не знаю технологичный он, или нет? Раз нет ни пич-сессий ни презентаций, наверное не технологичный. 🙂
Ответ
Антонин Новоженов
| #
Добавляю мнение финансового директора «Механики»;
Я б добавил к мерам стимулирования — государственные меры поодержки в виде ограничения для иностранных производителей на внутреннем рынке. Это оголит ниши определенные. Соответсвенно — вырастет спрос. И будет развитие бизнеса в целом, как следствие роста секторов. ( к примеру просто картофель выращивать, запрет к импорту картофеля, ограничение его доли на внутреннем рынке). Государство тут вообще устранилось.
И не мешали бы еще… Вот с последним. В условиях олигархической монополии бороться с крупным бизнесом крайне сложно.
Как одна из мер макро масштаба — снижение издержек на энергоресурсы. Тут и коммунальные услуги. Бизнес в условиях монополий и безудержного роста их, воспринимает услуги как налог. На владение. Топливо , газ, должны быть дешевы. Этот наше главное преимущество, но,…. Мы ж в ВТО. … Конечно проблема гораздо глубже. И состоит в фундаментальных принципах нашей экономики. И её имплементации в мировую систему экономики …
Ответ