ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА. 12 БАЛЛОВ. ЖИВАЯ КОМПАНИЯ. РОСТ, НАУЧЕНИЕ И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО В ДЕЛОВОЙ СРЕДЕ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип, Новости КЛИП

Готовлюсь к традиционной конференции Вадима Маршева в МГУ им. М.В. Ломоносова и удовольствием читаю книгу Ари ди Гиуса. Рецензия на нее опубликована в газете Ведомости 01.09.2004 , №: 157 (1197) в моей колонке НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ. Итак, Теория матрешки

Ари де Гиус

Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

«Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивана-царевича — раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» — герои русской сказки похожи на персонажей книги Ари де Гиуса о компаниях-долгожителях. Серые волки — основатели и руководители компаний — знают секреты выживания. Операции с живой и мертвой водой — одна из первых моделей изменений, предложенная в середине прошлого века Куртом Левином. Она представляла процесс изменений как «размораживание», «движение» и новое «замораживание».

Десятки лет изучал де Гиус многосотлетние компании, сначала в Royal Dutch/Shell вместе с коллегами, а потом уже сам. Автор решил «выяснить, объединяет ли эти компании что-то общее, что могло бы объяснить, почему они так успешно выжили». Выявленные в ходе исследования ключевые факторы выживания — чувствительность к окружению, сплоченность, терпимость и консервативное финансирование — составили основу книги.

Выдвигая тезис о том, что «компании умирают потому, что их руководители сосредотачиваются на экономической деятельности по производству товаров и услуг и забывают, что истинная природа их организации — это сообщество людей», де Гиус утверждает: «…живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования: реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно».

Выводы автора опираются на концепцию сущности индивидуальности Уильяма Штерна, одного из основателей развивающей и обучающей психологии, известной благодаря разработке формулы коэффициента интеллекта IQ. Взяв за основу метафизическую лестницу общественных институтов Штерна, де Гиус разработал лестницу персон компании-долгожителя. «Эти живые существа гнездятся внутри друг друга, как русские матрешки», — пишет он, располагая их в такой последовательности: общество — корпорация — компания — подразделение — рабочая группа — команда — индивид.

Внутри матрешки всех объединяет одно — чувство общности ценностей. Оно не связывается с конкретным продуктом, услугой или областью деятельности, полагает автор, «заявления основателей и руководителей компаний содержали ценности и этические правила, родственные современному «заявлению о принципах ведения бизнеса» или базовым догматам религии». Схожую тему можно найти в исследовании управленческих стереотипов Дональда Сулла «Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают». (М.: Альпина Бизнес Букс, 2004). По его мнению, ценности превращаются в догмы с переходом компании в стадию зрелости, именно в это время «отжившие догмы медленно вытесняют некогда живые ценности и все больше начинают подавлять, а не вдохновлять и в конце концов из объединяющей силы превращаются в силу бездумного подчинения».

Этим летом в поселке Вознесение близ Нижнего Новгорода открылся единственный в мире Музей русской матрешки. Там выставлено около тысячи разноцветных деревянных красавиц: от огромных, высотой почти в человеческий рост, до миниатюрных, размером с рисовое зерно. Что их объединяет? На этот вопрос ответит каждый осиливший книгу де Гиуса.

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

О сроке жизни современных компаний

Де Гиус пишет о том, что исследование Элен де Руж из Stratix Group показало — средняя продолжительность жизни всех фирм, независимо от размера, в Японии и большей части Европы составляет 12,5 лет.

Почему умирают компании

Компании умирают потому, что их руководители сосредоточиваются на экономической деятельности по производству товаров и услуг и забывают, что истинная природа их организации – это сообщество людей.

Де Гиус пишет о том, что в Европе многие фирмы имеют возраст 200 лет и больше и уточняет: например, в Соединенном Королевстве таких фирм так много, что у них есть собственная торговая ассоциация, «Трехсотлетний клуб», принимающий в свои члены компании, чей возраст превышает 300 лет.

О результатах исследования

…Мы были поражены малым числом компаний, которые отвечали критерию Ван Вахема: быть крупнее и старше, чем Shell. В итоге мы нашли только 40 корпораций, из которых 27 изучили детально, опираясь на опубликованные досье и научные работы. Мы хотели выяснить, объединяет ли эти компании что-то общее, что могло бы объяснить, почему они так успешно выжили.

Определения факторов долгожительства по де Гиусу

Чувствительность к окружению представляет способность компании учиться и приспособляться.

Сплоченность и идентичность, как теперь ясно, являются аспектами врожденной способности компании создавать общность и собственную индивидуальность.

Терпимость и ее естественное следствие, децентрализация, являются проявлением осведомленности компании о ее окружении: ее способности строить конструктивные отношения с другими сущностями, внутри и вне себя.

И теперь я думаю о консервативном финансировании как об одном из элементов очень важного корпоративного качества: способности эффективно управлять собственным ростом и эволюцией.

Для топ-менеджеров и акционеров

Способность приносить акционерам прибыль на вложенный капитал, похоже, не имела ничего общего с долголетием.

Для чего существуют корпорации?

Как все организмы, живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования: реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно.

О концепции сущности индивидуальности Штерна

Автор пишет о немецком психологе Уильяме Штернае, одним из основателей развивающей и обучающей психологии, известной, благодаря разработке формулы коэффициента интеллекта IQ. В 1919 году Штерн описал метафизическую лестницу, которая могла бы выглядеть примерно так:

  • божество/божественное/Бог;
  • нация;
  • племя;
  • семья;
  • индивид.

Выше человека на лестнице персон, отмечает он, стоят коллективные организации и институты, объединяющие людей и пишет, что эти живые существа гнездятся внутри друг друга, как русские матрешки. После этого уточнения, де Гиус пишет, что компания вроде Royal Dutch/Shell имеет собственную лестницу персон, выглядящую примерно так:

  • общество;
  • корпорация;
  • компания;
  • подразделение;
  • рабочая группа;
  • команда;
  • индивид.

ОБ АВТОРЕ

Ари де Гиус (Arie de Geus) работал на Royal Dutch/Shell Group на трех континентах. Среди публикаций – получившая большой резонанс статья «Планирование как научение» (Planning as Learning) в Harvard Business Review (1988) и лекция «Компании, из какого они теста» (Companies, What Are They?), опубликованная Королевским обществом искусств (Лондон, 1995).

 

Теги:, , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности