ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА. 12 БАЛЛОВ. ЖИВАЯ КОМПАНИЯ. РОСТ, НАУЧЕНИЕ И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО В ДЕЛОВОЙ СРЕДЕ
Готовлюсь к традиционной конференции Вадима Маршева в МГУ им. М.В. Ломоносова и удовольствием читаю книгу Ари ди Гиуса. Рецензия на нее опубликована в газете Ведомости 01.09.2004 , №: 157 (1197) в моей колонке НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ. Итак, Теория матрешки
Ари де Гиус
Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
«Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивана-царевича — раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» — герои русской сказки похожи на персонажей книги Ари де Гиуса о компаниях-долгожителях. Серые волки — основатели и руководители компаний — знают секреты выживания. Операции с живой и мертвой водой — одна из первых моделей изменений, предложенная в середине прошлого века Куртом Левином. Она представляла процесс изменений как «размораживание», «движение» и новое «замораживание».
Десятки лет изучал де Гиус многосотлетние компании, сначала в Royal Dutch/Shell вместе с коллегами, а потом уже сам. Автор решил «выяснить, объединяет ли эти компании что-то общее, что могло бы объяснить, почему они так успешно выжили». Выявленные в ходе исследования ключевые факторы выживания — чувствительность к окружению, сплоченность, терпимость и консервативное финансирование — составили основу книги.
Выдвигая тезис о том, что «компании умирают потому, что их руководители сосредотачиваются на экономической деятельности по производству товаров и услуг и забывают, что истинная природа их организации — это сообщество людей», де Гиус утверждает: «…живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования: реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно».
Выводы автора опираются на концепцию сущности индивидуальности Уильяма Штерна, одного из основателей развивающей и обучающей психологии, известной благодаря разработке формулы коэффициента интеллекта IQ. Взяв за основу метафизическую лестницу общественных институтов Штерна, де Гиус разработал лестницу персон компании-долгожителя. «Эти живые существа гнездятся внутри друг друга, как русские матрешки», — пишет он, располагая их в такой последовательности: общество — корпорация — компания — подразделение — рабочая группа — команда — индивид.
Внутри матрешки всех объединяет одно — чувство общности ценностей. Оно не связывается с конкретным продуктом, услугой или областью деятельности, полагает автор, «заявления основателей и руководителей компаний содержали ценности и этические правила, родственные современному «заявлению о принципах ведения бизнеса» или базовым догматам религии». Схожую тему можно найти в исследовании управленческих стереотипов Дональда Сулла «Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают». (М.: Альпина Бизнес Букс, 2004). По его мнению, ценности превращаются в догмы с переходом компании в стадию зрелости, именно в это время «отжившие догмы медленно вытесняют некогда живые ценности и все больше начинают подавлять, а не вдохновлять и в конце концов из объединяющей силы превращаются в силу бездумного подчинения».
Этим летом в поселке Вознесение близ Нижнего Новгорода открылся единственный в мире Музей русской матрешки. Там выставлено около тысячи разноцветных деревянных красавиц: от огромных, высотой почти в человеческий рост, до миниатюрных, размером с рисовое зерно. Что их объединяет? На этот вопрос ответит каждый осиливший книгу де Гиуса.
ЦЕННЫЕ МЫСЛИ
О сроке жизни современных компаний
Де Гиус пишет о том, что исследование Элен де Руж из Stratix Group показало — средняя продолжительность жизни всех фирм, независимо от размера, в Японии и большей части Европы составляет 12,5 лет.
Почему умирают компании
Компании умирают потому, что их руководители сосредоточиваются на экономической деятельности по производству товаров и услуг и забывают, что истинная природа их организации – это сообщество людей.
Де Гиус пишет о том, что в Европе многие фирмы имеют возраст 200 лет и больше и уточняет: например, в Соединенном Королевстве таких фирм так много, что у них есть собственная торговая ассоциация, «Трехсотлетний клуб», принимающий в свои члены компании, чей возраст превышает 300 лет.
О результатах исследования
…Мы были поражены малым числом компаний, которые отвечали критерию Ван Вахема: быть крупнее и старше, чем Shell. В итоге мы нашли только 40 корпораций, из которых 27 изучили детально, опираясь на опубликованные досье и научные работы. Мы хотели выяснить, объединяет ли эти компании что-то общее, что могло бы объяснить, почему они так успешно выжили.
Определения факторов долгожительства по де Гиусу
Чувствительность к окружению представляет способность компании учиться и приспособляться.
Сплоченность и идентичность, как теперь ясно, являются аспектами врожденной способности компании создавать общность и собственную индивидуальность.
Терпимость и ее естественное следствие, децентрализация, являются проявлением осведомленности компании о ее окружении: ее способности строить конструктивные отношения с другими сущностями, внутри и вне себя.
И теперь я думаю о консервативном финансировании как об одном из элементов очень важного корпоративного качества: способности эффективно управлять собственным ростом и эволюцией.
Для топ-менеджеров и акционеров
Способность приносить акционерам прибыль на вложенный капитал, похоже, не имела ничего общего с долголетием.
Для чего существуют корпорации?
Как все организмы, живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования: реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно.
О концепции сущности индивидуальности Штерна
Автор пишет о немецком психологе Уильяме Штернае, одним из основателей развивающей и обучающей психологии, известной, благодаря разработке формулы коэффициента интеллекта IQ. В 1919 году Штерн описал метафизическую лестницу, которая могла бы выглядеть примерно так:
- божество/божественное/Бог;
- нация;
- племя;
- семья;
- индивид.
Выше человека на лестнице персон, отмечает он, стоят коллективные организации и институты, объединяющие людей и пишет, что эти живые существа гнездятся внутри друг друга, как русские матрешки. После этого уточнения, де Гиус пишет, что компания вроде Royal Dutch/Shell имеет собственную лестницу персон, выглядящую примерно так:
- общество;
- корпорация;
- компания;
- подразделение;
- рабочая группа;
- команда;
- индивид.
ОБ АВТОРЕ
Ари де Гиус (Arie de Geus) работал на Royal Dutch/Shell Group на трех континентах. Среди публикаций – получившая большой резонанс статья «Планирование как научение» (Planning as Learning) в Harvard Business Review (1988) и лекция «Компании, из какого они теста» (Companies, What Are They?), опубликованная Королевским обществом искусств (Лондон, 1995).
Теги:Ари де Гиус, Вадим Маршев, Курт Левин, Определения факторов долгожительства по де Гиусу, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Уильям Штерн
Обратную ссылку с вашего сайта.