ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. МАГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. 11 БАЛЛОВ. ПОЧЕМУ МЕНЕДЖМЕНТ ТАКАЯ ДОРОГАЯ НАУКА
Владимир Иванович Коннов, представляющий МГИМО МИД РФ, пишет в статье Столкновение интересов научных элит в условиях глобализации (Сравнительная политика. 2018. №2 )о развитии европейской науки и выводит две стратегии. Первая, локальная, привлекает «исследовательские центры, финансово зависимые от государства, а также университеты, получающие основное финансирование из государственного бюджета». Вторая, уже глобально ориентированная, характерна, по мнению автора, «для университетов «мирового уровня», способных работать на английском, пользующихся популярностью у зарубежных студентов и ведущих исследования, которые представляют интерес для транснациональных корпораций». После этого следует важный вывод о том, что столкновение двух стратегий «является одной из ключевых проблем построения Европейского исследовательского пространства (ЕИП) – структуры, в рамках которой должны быть согласованы и объединены в общую систему все инструменты финансирования научных исследований, существующие в Европе». Для чего автор использует термин стратегия не совсем понятно, ведь это менеджмент, а не финансы. Именно о менеджменте я писал в публикации «Дорогая наука» в газете Ведомости 01.12.2004, №221 (1261)
Джон Миклтуэйт, Адриан Вулдридж.
Магия менеджмента. — М.: ACT; Транзит — книга, 2004. — 414 с.
И начал так:
Лучшие из книг те, которые дают больше всего пищи для размышлений — и при этом на самые различные темы, полагал Анатоль Франс. Именно к этому классу относится книга Джона Миклтуэйта и Адриана Вулдриджа. Взяв ее в руки, читатель сразу же узнает, что она, по версии Financial Times, «…написана ярко, в стиле, характерном для журналистов The Economist, и станет путеводной нитью среди сотен книг менеджеров, королей менеджмента и консультантов по менеджменту». Правда, версия отечественных издательств, сообщающих о достоинствах книги лишь на обложке, гораздо скупее: при подготовке книги почему-то забыли указать ее полное название — The Witch Doctors: Making Sense of the Management Gurus. Более того, издатели почему-то думают, что читателю вовсе не интересно узнать, что это первый, но не единственный труд вашингтонско-лондонского дуэта: в их багаже еще два бестселлера — Future Perfect: The Essentials of Globalization и The Company. A Short History of a Revolutionary Idea. Книгу стоит прочесть хотя бы потому, что авторы убедительно ответили на один, но очень важный вопрос: почему менеджмент такая дорогая наука.
Первый их аргумент: «Сами по себе гуру — всего лишь видимая верхушка огромного айсберга менеджмента, состоящего из школ бизнеса, консалтинговых компаний и большей части деловой прессы». Он подкреплен анализом индустрии менеджмента последних десятилетий минувшего века. Язвительно указуя на шарлатанов, «пришедших в теорию менеджмента только потому, что среди консультантов-сексологов и диетологов им не нашлось места», Миклтуэйт и Вулдридж описывают «знахарей» менеджмента как хирургов, пытающихся «отделить хорошее (во всяком случае, значительное) от плохого и не относящегося к делу…».
Второй аргумент состоит в том, что жизненный цикл «управленческой идеи сократился с десяти лет до года, а то и того меньше». В выигрыше остаются «только теоретики — с каждым днем они становятся все богаче». Все это происходит потому, по мнению авторов, что они, «как советские бюрократы, живут в двойном мире — реальном и мире официальной идеологии. Они говорят о «полномочиях», но сами же по привычке их придерживают или объявляют о «реинжиниринге» компании, в действительности лишь увольняя часть низкоквалифицированных рабочих». Кстати, просвещая читателей о возникновении «реинжиниринга», авторы напоминают, что теория была «продуктом двух расположенных неподалеку друг от друга организаций в Кембридже, штат Массачусетс, которые взращивают идеи и сотрудников друг для друга» («Си-эс-си индекс» — консалтинговое подразделение гиганта «Компьютер сайенс корпорейшн» и Школа менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте).
Третий аргумент связан с тем, что, перейдя границы европейской цивилизации, теория менеджмента активно развивается в Азии, где появилось новое поколение японских теоретиков и успешно «плетутся» бизнес-сети, созданные китайцами. Четвертый аргумент понятен и в России, где в наши дни «трудно пройти по коридорам власти, не услышав новый, устрашающий язык». Термины «управление методом оценки эффективности», «аутсорсинг нестержневых компетенций», «измерение переговорной эффективности» и т. д. «стали привычными».
Впрочем, этими аргументами доводы журналистов о богатой науке не исчерпываются. В книге масса находок, остроумно высмеивающих деловую литературу. «Побрейтесь наголо, соберите воедино несколько мыслей, доводивших до истерики вашу бывшую подругу, или несколько прочитанных статей о демографических тенденциях, придумайте яркий заголовок вроде «Откройте свою душу. Супертенденции-2010», и при определенном везении и жуткой нервотрепке вам, может быть, удастся купить уже собственный остров», — пишут они. Что купили Миклтуэйт и Вулдридж на гонорар от этой книги, неизвестно. Зато точно известно, что им нравится фраза Махатмы Ганди: счастье — когда то, что вы думаете, говорите и делаете, находится в гармонии друг с другом.
ЦЕННЫЕ МЫСЛИ
Авторы напоминают об отце «научного менеджмента» Фредерике Тейлоре, книги которого в начале XX в. расходились миллионными тиражами, а консалтинговая компания за день работы брала $ 35—630 долл. (в нынешних ценах). Отлично зная предмет своего журналистского расследования, они уместно ссылаются на теоретиков. В частности, они приводят высказывание Питера Друкера — люди используют термин «гуру» только потому, что не хотят употреблять слово «шарлатан», и напоминают читателю, что на стене Генри Минцберга, любимого автора Тома Питерса, висит высказывание: «Чем выше забирается обезьяна, тем больше виден ее зад». Не менее поучительны их экскурсы о продвижении теории менеджмента в странах бывшего советского блока. Описывая школы бизнеса в Москве, они приводят такой пример:
Одному западному бизнесмену пришлось повысить голос на новичка в его компании, который постоянно повторял сокращения, например, ЕБИТ (ЕВIТ — аббрев. от англ. Earnings Before Interest and Taxes), что было дважды нецелесообразно: во-первых, бизнесмен не знал русского значения этого слова, и во-вторых, оно было сложено из первых букв совершенно незначащих слов.
О книгах по бизнесу
Когда-то профессора школ бизнеса гордились тем, что лишь крошечная аудитория способна понять специфичный язык их идей. Сейчас такие авторы, как Розабет Мосс Кантер (профессор Гарвардской школы бизнеса) и Джеффри Пфеффер (профессор Стэнфордской школы бизнеса), сознательно пишут доступным широкому читателю языком и разрешают своим издателям проводить громкие рекламные кампании с рекламной упаковкой, раздачей автографов и хорошими отзывами известных бизнесменов.
Кто еще зарабатывает на менедженте?
Милктуэйт и Вулдридж пишут о том, что гуру менеджмента, не единственные в этом мире, кто обогатился за счет этой науки. В качестве примера они пишут о карикатуристе Скотте Адамсе — авторе Дилберта и Догберта — сумевшего заработать миллионы долларов на шутках над теоретиками менеджмента и их работами. Оказывается, к середине 1997 года книга «Принцип Дилберта» уже более года находилась на первых позициях в списке бестселлеров Business Week. Тот же вывод относится, по сути, к «Секретному справочнику Догберта по менеджменту».
ОБ АВТОРАХ
Оба автора пишут для The Economist. Джон Миклтуэйт (John Micklethwait) отвечает за освещение событий в США. Он живет в Лондоне. Адриан Вулдридж (Adrian Wooldridge) работает в Вашингтоне, округ Колумбия.
См. подробнее:
http://www.namebase.org/sources/fQ.html
http://www.randomhouse.com/catalog/display.pperl?isbn=0679642498
Теги:The Economist., The Witch Doctors: Making Sense of the Management Gurus, Адриан Вулдридж (Adrian Wooldridge), газета Ведомости, Джон Миклтуэйт (John Micklethwait)
Обратную ссылку с вашего сайта.