ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. ЭТО ЕЁ ДЕЛО. 10 ИСТОРИЙ О ТОМ, КАК ДЕЛАТЬ БИЗНЕС КРАСИВО. 12 БАЛЛОВ. ВСЁ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, ДОЛЖНО СОВПАДАТЬ С НАШИМИ ЦЕННОСТЯМИ И НАХОДИТЬ ОТКЛИК В ДУШЕ
Что можно почитать о женщинах в бизнесе в славный день 8 марта? Конечно, свежее исследование Deloitte Женщины-CEO в России, где приятная новость – «Результаты исследования показывают, что во всех рассмотренных компаниях женщины-CEO демонстрируют высокий уровень эффективности при управлении капиталом и валовой прибылью» — внушает читателям чувство глубокого удовлетворения успехами руководящих женщин в нашей стране. Можно окунуться с головой в серию книг ЭКСМО Wonderclub. Ты можешь больше, чем кажется, где в основном заморские дивы дают свои мудрые советы! Но я рекомендую тем, у кого времени в обрез, но гигантские запросы по части чтения хороших книг, скушать часа за три/четыре, если радовать себя свежим кофе, фолиант
Это ее дело. 10 историй о том, как делать бизнес красиво
М., БОМБОРА,
2020
Это очередное детище лаборатории ОДНАЖЫ, где «русские репортеры» показали все, на что они способны. Конечно, в женских историях много общего и, главное место, как в фильме МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ — Ты пойми главное — мы в Москве живем! А Москва — это большая лотерея. Здесь можно сразу все выиграть, — узнаваемо сразу. Конечно, авторы погружают читателя в живой мир, где есть и «Длинная, зеленая, пахнет колбасой», и поле, засеянное подсолнухами, за которым старая текстильная фабрика из красного кирпича, где стены метр двадцать; и «письма счастья» от ФНС; и даже наезд полиции. Конечно, в этом женском мире свои порядки, свои невзгоды и победы, но фокус книги – как делать бизнес красиво – виден в каждой истории. Словом, как в фильме — Черт побери! Вы так вкусно рассказываете, что у меня аж слюнки потекли.
Вот, например, героиня Александра Шафорост первое свое печенье, а с него начинался бизнес, испекла со бабушкой в Евпатории. Но фокус не только в этой вкусняшке — бабушка «была генеральской женой с характером, закаленным постоянными переездами по гарнизонам и лишениями. Она готовила просто, но волшебно вкусно, самые обычные рецепты превращались в блюда, стоившие всех мишленовских звезд сразу. Ее воздушный омлет поднимал крышку, и та тонула в легком желтом облаке. А какой джем варила бабушка из даров собственного сада. Она, как истинная хозяйка, ответственная за пир горой, обожала свой огород до неприличия. Саше приходилось все это богатство поливать, полоть и собирать, пока другие дети резались в карты». Кстати, о бабушках. Раиса Демина в юности, судя по книге, размышляла над карьерой врача или учителя, но точку поставила бабушка Вера Федоровна: «Никакой медицины и педагогики, идешь в пищевку».
Что можно к этому добавить? Мнение Деминой о бабушке, высказанное 11 марта 2014 года на заседании клуба инженерных предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана, чему я сам был свидетель:
Вера Федоровна была деловая женщина, бизнес-вумен. Это было настоящее советское время, когда все были одинаковыми, у бабушки с дедушкой был частный дом. Тогда давали кусок земли, на котором можно было выращивать сельскохозяйственную продукцию. И на этом куске земли Вера Федоровна нанимала работников, высаживался картофель и что-то другое. И потом, осенью, всё собиралось под её управлением. Продавали на базаре, не на рынке. За прилавком стояла сама Вера Федоровна. Она меня учила элементарному крестьянскому труду – полоть, собирать, сушить картофель и так далее. В жизни это очень помогло — выносливость, терпеливость, невозможно было ослушаться. По мнению Деминой эти навыки очень помогают при решении управленческих задач: когда идут тяжелые проекты; когда нужно принимать решение, а за тобой стоит очень много людей, или форс-мажорное условие.
Вот так две дамы из фолианта получали детские незабываемые уроки трудолюбия, ныне именуемые KPI. Но ведь даже самый пресамый KPI без любви –пустое место.
Именно любовь помогла семье Деминых найти свое место под солнцем бизнеса:
Их личности питали друг друга, а любовь преображала обоих, усиливая в каждом все хорошее и приглушая все плохое. Каждый день им удавалось совершать маленькие открытия, делиться друг с другом новыми мыслями насчет всего подряд: от книг до профессиональной судьбы. Именно так однажды родилась и идея общего бизнеса.- Как-то я ему предложила: «Давай сделаем что-то свое», — вспоминает Демина…
Вновь вспоминается фраза из фильма Сделать прививку – значит внести себе вместе с вакциной немного чумы. Чтобы придать ей солидность, обратимся к статье из Harvard Business Review Россия Три совета тем, кто хочет стать CEO (авторы исследования Елена Лыткина-Ботельо, Ким Розенкеттер Пауэлл, Николь Вонг) посвящена10-летнему исследованию под названием CEO Genome Project. Ученые собрали данные о более чем 17 000 представителях высшего руководства компаний для того, чтобы выяснить, кто и как добрался до вершины. Затем они изучили «CEO-спринтеров» и ахнули: есть только «три типа таких карьерных пусковых механизмов»: опустите планку, чтобы вырасти, совершите большой скачок и унаследуйте полный хаос. Вот и Алла Милютина приводит пример большого скачка. «Если зовут в министры, надо соглашаться», — услышала она однажды от родителя. А суть в том, что директор Подольского машиностроительного завода в свое время пригласил молодого инженера на высокую должность, «но тот не решился и упустил шанс вырасти вместе с ним (директор позже стал министром)». «Поэтому Борис Борисович поддерживает дочь в любых, даже самых дерзких попытках пробиться на следующий уровень», — читаем мы в книге. Но Ольге Муравьевой при запуске шоколадной фабрики было на кого опереться:
Когда мы наладили новую линию и она уже поехала, осталось подключить холодильную часть, я пришла и говорю: «Пап, я не знаю, что делать! Никто не берется монтировать без технической документации, а документов нет». Тогда папа собрал своих друзей, они приехали, и его друг, который занимался охлаждением пивных дозаторов, прекрасно справился с линией за две недели. Всё исправно работает до сих пор».
В финале книги Елена Махота, однажды решившая, что «никогда не будет два раза в месяц получать смски о зарплате», закончившая ДФУ с красным дипломом, пошла на собеседование в далеком 2003 году: оно «стало последним выходом в свет ее пышной юбки в несерьезный цветочек. Следующие пятнадцать лет она носила строгие дорогие костюмы приглушенных оттенков». В истории об Елене нет марок строгих дорогих костюмов, но вот Александра Шафорост предпочитает марки одежды: Maison Margiela, Prada, Loft design by…, COS, True Religion. В таких костюмах клиентки салонов Махотиной прибывают на сеансы, потому что «Елена точно знала, что в Москве есть женщины, которые мечтают быстро уехать из салона красоты на деловой завтрак или ужин, а не трепаться полдня о нарядах и мужчинах знаменитостей под третью чашку чая».
Героини книги заняты своим бизнесом, а на дорогие украшения внимания уже не обращают: например, у Аллы Милютиной за последние годы «годы пиетет к дорогим вещам плавно сошел на нет. Браслет с бриллиантами, подаренный нынешним мужем на свадьбу, Алла Борисовна надевала лишь несколько раз». Зато к книгам у них особое почтение: например, в рабочем кабинете Раисы Деминой есть библиотека делово литературы – «Полки ломятся от учебников по экономике и менеджменту. Все – с закладками и пометками. На стенах зала совещаний – знаковые для их бизнеса цитаты из любимых книг…».
Хочется завершить опус вновь цитатой из фильма — Я, честно признаюсь, не всегда понимаю женскую логику: вроде бы мужик всем хорош, а женщина выбирает другого, какого-то замухрышку, и счастлива с ним. Но, оказывается, в книге есть секрет превращения замухрышки в мачо: та же Ольга Муравьева генеральный директор кондитерской фабрики «ПОБЕДА» и мама пятерых детей, выпускает шоколад для повышения либидо: «его опробовали на добровольцах из числа собственных сотрудников: одной контрольной группе давали обычный шоколад, второй – этот самый экспериментальный. Наутро люди из второй группы стояли в очереди у лаборатории – просили еще».
ЦЕННЫЕ МЫСЛИ
Раисы Деминой о предпринимательском таланте
— Что такое предпринимательский инстинкт? – спрашиваю Раису.
— Это как музыкальный слух. Он либо есть, либо нет. Его можно пробудить в человеке, но невозможно воспитать искусственно.
Екатерины Селявиной об изменении мира к лучшему
— Мы как-то сформулировали в агентстве, что мы – про пользу, про изменения мира к лучшему, — объясняет Селявина. – Все, что мы делаем, должно совпадать с нашими ценностями и находить отклик в душе. Если заказчик – строительная корпорация, мы должны убедиться, что они строят хорошие дома и в срок. Если речь идет о лекарстве, то необходимо понять, действительно ли оно помогает или это пустышка. Если нормальная торговая марка предлагает прекрасный контракт, а мы знаем, что они в магазинах переклеивают дату производства продуктов, мы отказываемся.
Об идее Турсуновых о том, что каждый на своем месте должен делать бизнес
Идея Турсуновых формулировалась очень просто: каждый на своем месте должен делать бизнес. А чем занимается предприниматель? Он тратит свои ресурсы, чтобы приумножить их и гармонизировать мир вокруг себя. Но возникает вопрос: какое отношения 146 к этому имеет скромный сотрудник колл-центра или мастер-приемщик? В обычном автосервисе – никакого. Но Турсуновых такой расклад не устраивал. Им хотелось создать цепь, в которой каждое звено инвестирует к клиента и, если работа сделана как надо, получает дивиденды. На практике это значит, что, когда вы звоните в «Вилгуд», человек на том конце провода тратит на ваш заказ свои условные кровные 50 руб. – столько ему стоит снять трубку. Если он не внушил вам доверия и вы сказали «Спасибо, до свидания» — он эти 50 руб. теряет. Если же сотрудник колл-центра все сделал правильно, заинтересовал клиента и передал звонок дальше по цепочке мастеру-приемщику, его инвестиция отобьется в несколько раз.
Елены Махота о мастерах салонов
Мастера работают как механики «Формулы 1» перед запуском болида на трассу: слаженно, быстро, технично, без лишних слов под руку коллеге с горящими щипцами. Специалист по педикюру кружится на стуле на нижнем уровне, наносит крем на ступни. Ответственный за маникюр шустро покрывает ногти защитным лаком на уровне подлокотников. И где-то наверху, стоя на специальной приступке, стилист укладывает волосы в правильную форму. От сплоченности команды, как в спорте, зависит результат – настроение и лояльность клиентов.
Ксении Подойницыной о йорке, обещающем счастье
— Как ни странно, Фостер часто помогает готовиться к очередным переговорам, — смеется Ксения, а ее преданный йорк бивер, услышав свое имя, встает на задние лапы и аккуратно кладет передние ей на колени. – Он вообще внушает доверие. Я иногда слишком заморачиваюсь, ухожу в детали. Тут он подойдет, просто лизнет мне руку и все сразу ясно и понятно. Фостер как бы говорит: да расслабься, не все ведь доки в закулисье современного искусства. Просто подготовь еще один talor-made-питч, и будет тебе счастье.
Виктории Шиманской о резюме ХХI века
Шиманская верит – в ближайшие годы стандартные резюме и другие сегодняшние инструменты HR потеряют актуальность, уйдут в небытие. Работодатели смогут выбирать сотрудников по новой методике, ориентируясь не на предыдущие работы, а на их реальные достижения, способности, жизненные приоритеты и предрасположенность к решению конкретных задач. Каждая компания сможет составить для сотрудника индивидуальный план развития, чтобы он мог задействовать свои сильные стороны и идти к собственным целям. Для этого и нужны скиллфолио – «резюме ХХI века».
Барно Турсуновой о деньгах
— Деньги… задумывается она. – Деньги лишними не бывают, но, поверьте, не из-за денег я люблю свою работу! Мне очень нравится помогать и спасать. Кто-то скажет, что это жажда познания, или внутренняя неудовлетворенность, или материнский инстинкт… Мне, конечно, нравится думать, что это призвание.
Анастасии Татуловой о цветах и подарках
— Мне на день рождения присылали много подарков, которые мне ну вот совсем не нужны. Всякие бронзовые лошади и так далее. И вдобавок несколько десятков букетов. Цветы я очень люблю, но, когда их столько и они все одновременно вянут, ценность как-то исчезает. И однажды я не выдержала и написала всем: «Хотите сделать мне подарок – выберите конкретного ребенка и помогите ему». Сама-то я перечисляю деньги не на конкретных детей, а просто хоспису и фондам, а они сами решают, на что потратить: на оплату сотрудников, или на медикаменты, или еще на что-то. Так что тут эгоизм в двойном масштабе. Во-первых, перечисление денег нуждающимся – самый простой способ почувствовать себя хорошим. А во вторых, мне не дарят идиотских бронзовых лошадок.
Теги:CEO Genome Project, Александра Шафорост, Алла Милютина, Анастасия Татулова, Барно Турсунова, Бомбора, Виктория Шиманская, Екатерина Селявина, Елена Махота, Ксения Подойницина, лаборатория ОДНАЖЫ, Ольга Муравьева, Раиса Демина
Обратную ссылку с вашего сайта.