ВЫ ДАЙТЕ НАМ ПОНИМАНИЕ, ЧТО ЭТОТ ЗАВОД БУДЕТ 10 ЛЕТ РАБОТАТЬ!

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты об открытых лекциях

Столичный автозавод «Москвич» после долгого ожидания возобновил работу. – такая свежая новость появилась в конце ноября 2022 года в публикации В российской столице запущено серийное производство кроссовера «Москвич 3». Там же речь идет о том, что нынешний Москвич не совсем наш: первая модель — это версия китайского переднеприводного кроссовера JAC JS4, цена которого будет в максимальной комплектации до 2,2 млн. рублей. На открытой лекции в октябре 2022 года «КАК ИЗ НЕБОЛЬШОЙ ФИРМЫ СТАТЬ КОМПАНИЕЙ С НАЛАЖЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ» Дмитрий Иванов, выпускник Московского Авиационного Института (2007 — специализация: Защита информации на предприятии «Специалист»; специализация: Предпринимательский менеджмент «Экономика и управление на предприятии» «Инженер-Экономист») и Российской Академии Государственной службы при Президенте (2012, специальность: юрист, специализация: государственное строительство и право), генеральный директор компании ООО «Ультраконденсаторы Феникс» , говорил не только о тематике нишевой отрасли, но и попутно затронул вопросы и автомобилестроения, и других отраслей, где применяются суперконденсаторы. Но сначала он ответил на наши наивные вопросы. Вот они:

Вопрос: какие сказочные герои запомнились из детства, кто на вас оказал влияние?

Иванов: сложно вспомнить, но, наверное, советские мультики. Потом «Три мушкетера», но в детстве – советские мультики: Ну, погоди…

Вопрос: как надо воспитывать барышень?

Иванов: тут, наверное, нет универсального совета. Я считаю, что в любом случае воспитание ребенка… личность закаляется в каких-то испытаниях. Ребенок не должен как сыр в масле кататься. Я такого не разделяю, считаю, что ребенок должен сам добиваться всего потихоньку и не нужно, если что-то не получается, не нравится ребенку, не нужно его заставлять. Потому что бывает часто, что папа хотел быть хоккеистом, он таскает ребенка на хоккей, а тому не нравится. И с девочками, и с мальчиками всё так же.  Я сам спортом занимался, мотокроссом, мастер спорта. Помню, как я с детства мечтал об этом, но не было возможности, потому что спорт требует значительных финансовых вложений. Я с 10 лет ходил и полы подметал, и только к 18 годам у меня появился свой мотоцикл. И я начал выступать. А со мною вместе ходили абсолютно нормальные ребята, папы приезжали на джипах и привозили им новые офигенные мотоциклы. И они со слезами на глазах уходили. Так что надо не заставлять ничего делать и смотреть, как ребенок развивается. Следить за его интересами. Не нужно с ребенка слишком много требовать. У нас любят: пять лет ребенку, давайте его на английский, на испанский, иди учи!!! В итоге ребенок просто перегорает, как и любой другой человек. Конечно, все эти знания пойдут на пользу, но в итоге, если вам потребуется английский, в какой-то момент в вашей взрослой жизни, вы его выучите за год. Чтобы общаться. И если он вам не нужен будет, вы за год его забудете. У меня была схожая история – учил долго английский, общался, много ездил за границу в командировки. А потом – раз! И у меня за пять лет никакого общения по-английски. Так что не надо ребенка передавливать. Он будет сам спокойно развиваться, а дальше основное получит.

Вопрос: как в юном возрасте научиться что-то свое делать в этой жизни?

Что такое свое дело? У молодого поколения инфантилизм более развит, чем у нас, они какие-то все индивидуальные стали. Все хотят от ответственности подальше отойти. С точки зрения сделать что-то свое, если у человека есть какая-то предрасположенность к какой-то деятельности, например, хочет дом построить, то сделает это; с бизнесом так же – если вы занимаетесь каким-то делом и вам оно нравится, просто, тут сложнее и менее понятно, как перейти от того, что ты ходишь на работу каждый день, к организации своего бизнеса… должна быть предрасположенность к этому, наверное. Многим это не надо. Но выходить из зоны комфорта надо.

У меня лекция по суперконденсаторам. По их типовым применениям. И немного о нашей компании. Я занимаюсь суперкондентаторами с 2010 года. Работал в трех компаниях по этому направлению. Тема мне интересна. У меня была любовь к технике, к автомобилям, к электромобилям. Попал я туда достаточно случайно. Но сначала о теме лекции.

Суперконденсаторы, относительно новое, хотя технологии уже несколько десятков лет, это накопители энергии, которые занимают нишу между обычными конденсаторами и аккумуляторами. Они накапливают энергию намного быстрее чем аккумуляторы, и обладают большей мощностью, и их энергия значительно превосходит традиционные конденсаторы. Образовалась эта ниша, и они применяются там, где нужен значительный срок службы, большая цикличность и высокая мощность. Применяется там, где требуется импульсный режим работы. Изначально тема пришла с автомобилей, с автомобильных систем пуска. При отрицательной температуре аккумуляторы замерзают и не позволяют заводить технику. У суперкондентатора внутренне сопротивление практически не меняется до минус 40, и в силу этого он, как источник мощности, отлично подходит для запуска двигателя. Мы выпускаем систему запаска двигателей для автомобилей МЧС, МВД, всяких вездеходов, там, где нужна высокая надежность запуска двигателя. Изделие получается небольшим, очень мощным и гарантированно запускает двигатель. Потому что есть как-бы Вебасты, пусковые подогреватели, но они лишь подготавливают двигатель к пуску. Но не пускают его. А для того, чтобы запустить двигатель в очень холодную погоду, то нужен большой ток, а аккумуляторы замерзают… мы разработали целую линейку этих систем запуска на разные двигатели от самых маленьких до больших КАМАЗов. Как стационарно устанавливаем их на автомобили, так и делаем переносные в виде пусковых устройств. Далее – системы майл-гибрид. Есть у нас обычные гибридные автомобили, есть «легкие» гибриды, так называемые. У нас мир идет к электромобилям, минуя нишу гибридов. Хотя стоимость аккумулятора доходит до 40 % от общей стоимости автомобиля. А система майл-гибрид – это установка легкого накопителя стартер-генератор, и фактически старт и запуск двигателя, докрутка на престарте, торможение – он позволяет сглаживать пики. У нас режим работы двигателя рваный, мы снижаем мощность ДВС, и снижаем потребление топлива. Был создан пилотный проект на базе УАЗ-КАРГО и Лада-калина, кажется, совместно с НИАЭ, это институт автомобильной электроники. Проект успешно прошел, но остался не замеченным в силу каких-то причин. Жаль, что такие проекты не пошли, хотя увеличение стоимости таких автомобилей совсем незначительное. Это не электромобиль, который стоит намного дороже: здесь добавляется конденсаторная батарея и генератор. Интересный проект.

Обычные гибриды. Применение суперконденсаторов позволяет делать батареи, срок службы которых десять и более лет. На весь срок эксплуатации автомобиля делается батарея, ставится и успешно работает. Разные производители занимались этим направлением.

Применение в подсистемах автомобиля. Там, где нужна импульсная мощность, эдектро усилитель руля, стеклоподъемники, такие, знаю, в Ламборджини применяются, надо поднять и опустить стекло быстро. 

Применение на автобумах – очень большой пласт в мире. Это гибридные автобусы. Они давно применяются во всем мире на суперконденсаторах с очень низким уровнем выброса СО. И тут возможность двигаться в режиме старт-стоп: т.е. двигатель не загрязняет природу. Таких автобусов выпущено уже более 20 000 по всему миру, может быть, уже 30 000. Одно из интересных применений в России: мы занимались в 2014 году совместно с заводом по производству троллейбусов, создали автобус КУБУС. Очень интересный проект, так была установлена газовая турбина, работающая на природном газе. И стоял суперконденсатор, обеспечивающий работу двигателя. Фактически это был гибрид, где генератор на борту в виде газовой турбины заряжал накопитель и автобус «работал». Был суперэкологичный. Тогда, в 2014 году, время было переходное и тогда Москва не стала их закупать. Цена такого автобуса была выше на 25 % чем у дизельного автобуса, но нам сказали: если он будет стоить как обычный дизельный, мы тогда рассмотрим вопрос, потому что бюджет у нас фиксированный. 200 автобусов. И мы не можем купить у вас 150 автобусов. Но сейчас уже электробусы «пошли», хотя с точки зрения экологии гибриды не уступаю им. Грузовая техника. У нас совместно с КАМАЗом реализовывались проекты.

На электротранспорте суперконденсаторы тоже применяются сейчас на трамваях в Москве. Их компания? выпускает — на крышах большие «коробки» лежат, это сумеркодненсаторы. Их задача – обеспечить сохранение энергии, рекуперацию. Главная задача здесь – не столько экономия, сколько разгрузка тяговой сети. Это очень актуальная задача и для метро, потому что мощность подстанций ограничена, а поток транспорта надо увеличивать. И так мы снижаем пики, сглаживаем за счет конденсатора. В метрополитене в 2014 году был проект по созданию таких накопителей между подстанциями.

Подъемные механизмы – тоже прекрасная область применения: кран, лифты. Такие проекты пилотные есть. Не про все могу сказать, но они присутствуют. Подъемники, погрузчики, их применение в энергетике. Это тоже хорошая история. В Россетях на подстанциях стояли аккумуляторы их задача была такая: если пропадает питание, то нужно сделать корректное завершение работы, закрыть все протоколы и по каналу передать показатели. Аккумуляторы надо менять постоянно. Плохо работают зимой. Мы предложили концепцию суперконденсаторов. Более 20 000 штук систем поставили, начиная с 2019 года. И по ним отказов не было – супернадежная работа. Большая энергия не нужна, мы пять минут поддерживаем работу. Никакого обслуживания, зимой где хотите ставьте!

Еще применение в альтернативной гидроэнергетике в составе ветрогенераторов. Не наша компания их поставляет. Но мы тоже прошли испытания.  Альтернативный продукт выпустили – для управления поворотом лопастей ветротурбин.

Применение для как накопителей энергии для разных видом арматуры: закрытие клапанов, кранов, на нефтепроводах, водопроводах…

Последнее, о чем можно рассказать, фонари на светодиодах. Тоже прекрасная история. Фонарь, который работает в любое время, может быть даже с зарядкой от вибрации, он в кармане лежит, вы ходите, а он автоматически заряжается от конденсаторов и может работать полчаса. Либо экспресс-зарядка: фонарик может лежать 20 лет у вас в машине, вы его взяли, потрясли, подключили в сеть, и он у вас работает.  Мы работаем над этим проектом и многое получается.

Компания у нас небольшая – полтора десятка человек. Костяк. Остальные у нас – подрядные организации и дружественные организации. С моей точки зрения сейчас это наиболее правильное построение бизнеса, потому что мы понимаем, что наращивание штата при отсутствии долгосрочных проектов чревато большими проблемами

Как я попал в этот бизнес? История у меня забавная – в школе я не очень увлекался точными науками, и пошел в авиационный институт. Он был рядом, мои родственники заканчивали его. Институт отличный – все, кто со мною учился в группе успешно сейчас работают в серьёзных нормальных компаниях. Учился я по технической специальности – по защите информации, на третьем курсе мне предложили подрабатывать – иди подработай в налоговую. И меня взяли в налоговую. Я пошел получать экономическое образование. Экономику и управление на предприятии не зря учил – это то, чем я сейчас занимаюсь.  Так я закончил первое образование, второе, потом меня потянуло в юридическую плоскость – в прокуратуре попросили юридическое образование.  Меня направили в Академию госслужбы при Президенте, тогда РАНХ называлась, сейчас РАНХиКС, тоже с красным дипломом закончил её. Очень мне нравилось государственное строительство. А потом, в 10 году, у меня резкий перелом случился – мне предложили пойти в компанию Элтон. Она уже не работает в Троицке. Они занимались суперконденсаторами. Я как-то резко перевернулся, мне это очень интересно. Я не скажу, что мне было не интересно в нормотворчестве. Но строительство сложного механизма либо строительство государстве с точки зрения законотворчества на самом деле очень похожие процессы. Это процессы, которые основываться на фундаментальных знаниях. А здесь всё было живое – это меня подкупило. Я в это погрузился и так из этого не вылажу. Нахожусь в этой нише давно и очень рад, что у меня всё так получилось, потому что это очень интересно.

Иванов: у нас сотни клиентов, в том числе из Роскосмоса, просто наш конденсатор может быть размером со спичку.

Вопрос: как вы из малой фирмы дошли до производства? Какой путь пришлось пройти? Пройти?

Иванов: путь был непростой. Если взять наше предприятие и корейскую компанию, или китайскую, то нам еще идти больше, чем уже прошли. Главная сложность в том, что в наших реалиях отсутствует планирование. Потому что все, кто к нам приходил, будь то Россети, Росатом, Роснефть, и никто за мои длительные годы работы больше года не давал никаких гарантий о потреблении продукции. Мы что-то внедрять можем, но мы делали, но ведь сделать пять штук – это одно дело, а тридцать тысяч штук  – совсем другое. Мы сделали пять штук, они их испытали и сказали: здорово! 30 000 сможете сделать? Сможем. А когда нужно будет? Мы еще сами не знаем. Ждем. Это разговор был в феврале. Доходит дело до конца августа. Давайте мы договор подпишем, когда поставлять надо? Ну, с сентября начинайте поставлять. А у нас закупка комплектующие может полгода занимать. Ведь это и закупить, наладить процессы… когда нет поланирования,

Очень сложно развивать компанию. Ведь это и увеличение численности, и закупка оборудования, всё это должно работать. Но в силу того, что такой возможности развиваться нет, мы развиваемся поступенно. У нас, слава Богу, есть большой круг подрядчиков и партнеров. Металлообработка – партнеры. Но мы сейчас пришли к тому, что если у вас большой объем потребления, его нельзя распланировать на длительное время, 

Использовать подрядчиков. Если мне сейчас предложат сделать 10 000 – я сделаю. Потому что за мной стоят партнеры. Это не люди, которые сидят у меня в цеху и голодают, ждут, когда же я принесу им зарплату или заказы. Это партнеры, которые занимаются той же металлобработкой, и я понимаю, что если в этом году у меня не будет роста заказов, то мы не умрем с голоду. Мы не закроем компанию. Мы будем и дальше работать. Просто мы чуть меньше заработаем. На рынке текущем это спасает. Единственно правильный подход с моей точки зрения, к развитию бизнеса, особенно если в вас не хотят влить огромное количество денег. А я таких проектов на своей памяти видел очень много. Первый завод суперконденсаторов, где я работал, отличная история была. Влили кучу денег туда!

Трансмашхолдинг финансировал. Но, в итоге всё закрыли с убытками по нескольким причинам: рынок не был готов, в 2010 году рынок не был готов к гибридному транспорту, к системам пускам. А из-за того, что сразу начали накачивать компанию персоналом, производством, полным циклом, и так далее. И просто она не успела выйти на свой объем потребления, чтобы себя прокормить. Когда в какой-то момент это надоело, сказали: всё, ребята, давайте заканчивать, поскольку это частные деньги. Если это госденьги, то это может длиться дольше. Компания Леотех, они не такие уж плохие аккумуляторы делают, но они же тоже, насколько я знаю, они всегда были убыточное компанией. Плодить огромные компании просто для того, чтобы отчитаться, что мы вот построили завод! И что дальше?

Мы не перешли на стадию строительства суперзавода, хотя нас очень просили, потому что мы понимаем: ребята, хотите завод полного цикла, можете даже денег не давать, мы его построим сами. Вы дайте нам понимание, что этот завод будет 10 лет работать. Или хотя бы 5 лет. В этом главная проблема.

Вопрос: вы упомянули вариант в альтернативной энергетике, можно ли говорить о перспективах использования вашей технологии в солнечных панелях?

Иванов: любая альтернативная энергетика, будь то солнце или ветер, она имеет нестабильную генерацию, а потребителю надо иметь стабильную подачу электроэнергии. В связи с этим эти системы должны иметь накопитель энергии. Но здесь применение супероканденсаторов для накопления энергии не имеет смысла, потому что они – накопители небольшой емкости. Энергии в нем на порядки меньше, чем в аккумуляторах. При тех же габаритах, стоимостных характеристиках. Суперконденсаторы применяются там, где нужны минуты, до получаса, но это уникальные случаи, либо там, где нужна суперстабильность и надежность. Системы передачи информации по радиоканалам — там где присутствует резкий пик нагрузки и передачи, там применяются аккумулятор и суперконденсатор. Но это не накопление энергии, а «рваные» режимы. Для солнечных панелей я не вижу смысла, если только не присутствует резкая нагрузка, которая необходима, чтобы обеспечить работу какого-то потребителя.

Представит такую ситуацию: у нас стоит удалённый объект, панель и ветряк, и этот объект должен выходить, например, два раза в день и докладывать свое состояние по мощному радиоканалу. У нас работает солнце и ветер, стоит конденсатор, который может работать и у него срок службы 20 лет. И вот это всё работает автономно. Он заряжается потихоньку: солнце посветит, чуть зарядился, ветер… чуть зарядился. Потом идет мощная передача по радиоканалу, аккумулятор разрядился и снова заряжается. И еще наш реальный проект по использованию геофизических датчиков. В породу в скалистой местности засвкерливаются эти датчики вибрации. Когда начинается вибрация, они «понимают» что идет оползень или еще что-то. И это всё по радиоканалу работает. И если применять вместе с аккумулятором суперконденсатор, в каждом датчики стоит очень маленькая батарейка, но если параллельно с ней поставить суперконденсатор, то система работает на 40 % дольше. Без обслуживания.

Вопрос: вы говорили, что увлекались точными науками, и очень много чего изучали. Что вас мотивировало? Вы добились успеха?

Иванов: мой успех в том, что я не хожу на работу! Нет у меня такого! Мне нравится делать то, что я делаю! Я могу в субботу поработать, в воскресенье. В понедельник не пойти на работу. Просто я занимаюсь любимым делом, мне интересно. И это, на самом деле, очень важно, потому что в моем кругу мои друзья детства, ровесники, все достаточно быстро перегорают. У людей науки гибкость ума что ли. Заниматься одним и тем же делом, если вы его не любите, это очень тяжело. Когда я пришел на работу и стал заниматься конденсаторами, я начал больше с бизнесовой части. Не с технической. Но я очень быстро погрузился в техническую и когда моим коллегам надо было просчитать проект и запрашивать технического специалиста, спрашивать его мнение, специалист в течение суток или двух отвечает, он тоже чем-то занят. Потом специалист передает что-то менеджеру, менеджер связывается с клиентом и так далее. У меня эта стадия быстро ушла, но я, конечно, не приблизился к знаниям суперспециалистов, но в том приближении, в каком это было необходимо клиенту, в 90 % случаев я всегда сам мог с ними работать. Я просто понимал, что те ответы, которые дают технари, понятны мне. Надо углубиться в процесс, не относиться поверхностно к каким-то деталям, а пытаться в них разобраться, особенно если время позволяет. Это не всегда правильный совет, иногда можно на аутсорс отдать. Но в моем случае это помогло. Клиент хочет видеть в вас, как в человеке, который с ним ведет переговоры, какой-то уровень знаний и компетенций. Он вас задает вопрос, а вы сразу же в его режиме «подрулили». Так что нужно иметь базовые знания для того, чтобы не сесть в лужу.

Вопрос: а не было ли каких-то переломных моментов, что что-то идет не так и руки опускаются?

Иванов: нет, наверное. Не было. В плане работы не было. В плане других нюансов – было. Но это не в плане работы. В плане жизненных ситуаций, да, были такие. Были и тяжелые моменты, но вот в плане работа, когда пытаешься сделать хороший продукт, а понятно, что есть какой-то более «желанный» поставщик. Менее «желанный» поставщик. И ты делаешь дешевле, лучше, стараешься. А тебе говорят, вы нам не подходите. Почему? Ну, вот, у вас «граната» не той системы. Это бывает обидно. К сожалению, это зачастую происходит и это большая проблема вообще для нашей страны.

Вопрос: какие советы вы можете дать нам, ребятам, которые начинают входить в профессию?

Иванов: здесь универсального рецепта тоже нет. Но я думаю, что вам не надо сразу рваться в бизнес, этого не стоит делать. Надо сначала реализоваться в профессии своей. Вы поймите, что вам нравится делать, занимайтесь этим. И произойдет какой-то момент, когда вы поймете, что, может быть, и стоит этим заняться. Начать самим что-то делать. У меня, а мне уже почти сорок лет, а когда мне было двадцать, и я только институт заканчивал, все побежали в бизнес. Это не плохая школа. Очень хорошая. Я и сотовой связью занимался, продавал что-то… но всё это – бег на месте. Потому что построить нормальный бизнес можно только когда у вас есть знания и, самое главное, не теоретические, я не преуменьшаю знания, которые дает институт, он дает гибкость ума; когда вы можете решать задачу. Вот этим отличается человек с хорошим высшим образованием от человека без образования. Главное, чтобы ваш интеллект позволял вам воспринять эту информацию, переложить её на ту задачу, которую вам ставят. И когда вы поймете, что вы в своей профессии, у вас всё отлично, всё ОК! И станете специалистом, то поверьте мне, вы достигните, с моей точки зрения, успеха. Успех – это даже не бизнес и не деньги, это может быть ощущение. У меня есть конструктора, я их очень уважаю, они намного старше меня, но это люди, которые очень любят свою работу. Вот инженер-электронщик. Ему уже сильно за 60, уже под 70, он живет в маленьком загородном доме и ему не надо ходить на работу. Он полностью на удаленке и живет в свое удовольствие, и он занимается электроникой. Он мне звонит и говорит: дайте мне задачу, мне скучно. Дайте поработать! Вот это – успех! Вот если у всех так будет, у нас и страна будет другая, и мир будет другой.

Хорошие слова говорил Дмитрий Иванов, спасибо ему. В любом возрасте знания помогают и делу, и жизни. Вот знаменитый на весь мир Андрей Николаевич Туполев, во время Первой мировой войны работавший в госпитале медбратом, познакомился там с будущей супругой Юлией. Вскоре они подали заявление и ЗАГС, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать супруги отнеслась к нему прохладно, ведь была дворянкой. Но вскоре её сердце оттаяло – Андрей вмиг решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку. А потом в семье и дети появились на радость взрослых.

Теги:, ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей ; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Оставить комментарий

Контакты

Клуб инженеров и предпринимателей

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э. Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: 1830bmstu@gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru

Защита авторских прав

© 2012-2022 КЛИП — Клуб инженеров и предпринимателей  МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip.bmstu.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности