Технология – это просто железка, в которую заливается прошивка
Алёна Жилина 7 октября 2023 опубликовала статью Коц показал кадры отправки на БПЛА водки с пожеланием ВСУ выпить за Путина, где пишет: «Военкор Коц в своем Telegram-канале показал видеокадры, на которых российские бойцы прикрепляют в качестве груза к коптеру бутылку водки «Царская» с запиской для солдат украинской армии. На листке бумаги написано предложение к боевикам ВСУ выпить за здоровье российского президента Путина, которому 7 октября исполняется 71 год». Михаил Липатов, выпускник Московского физико-технического института, гендиректор компании-производителя дроном М-Индастриз, 4 октября 2023 года начал свое выступление со слов о том, что в далеком 2009 году в городе Жуковский он собрал свой первый дрон и для проверки отправил его в Долгопрудный на Физтех, прикрепив к нему бутылку водки. Доставка прошла успешно, и карьера самого Липатова помчалась не по ухабам, а по небесам, благо он с детства грезил авиацией.
Свою лекцию он начал с вопроса:
В чем состоят вызовы, которые диктуют новые пользователи воздушного пространства? Мы все привыкли, что у нас авиация пилотируемая, у нас есть диспетчер, у нас есть летательный аппарат, в котором сидит пилот и он получает информацию о плановую или о том, как надо, например, заходить на посадку. Далее он либо вбивает данные в полетный компьютер и система управления, соответственно, и о связях с большим бортом. Что делать, когда на борту никого нет? Кот эту ситуацию мы и рассматриваем, это насыщая ситуация. У нас появляются новые пользователи – это дроны. Они общаются между собой только ноликами и единичками, и не понимают человеческих команд в смысле голоса. В таком случае мы понимаем, что в будущем такое количество беспилотников может быть огромным: на одном квадратном километре к 2030 году в таком густонаселённом городе как Париж может находиться до 1000 беспилотников. Как решать эту задачу? Может ли человек справиться с таким количеством летательных аппаратов? Ответ очевиден – нет, конечно! Что делать, если у нас на борту нет пилота? Сейчас требования такие – у вас должен быть канал связи, и мы тогда сможем гарантировано управлять дроном. Но что делать, если связи с бортом нет? По оценкам армии США, они проводили исследование в 2018 году, 36 % рисковых ситуаций, возникающих во время полета, происходят из-да разрыва связи. Что делать? нужна автономизация. И со стороны диспетчера, и со стороны летательного аппарата. Только это может спасти или предотвратить наступление рискового события.
А потом пошли вкусные фрагменты:
Воздушный коридор составляет от 150 до 300 метров. Это наша целевая функция, которая нас интересует. Это коридор, в котором мы будем работать в будущем.
Аэротакси – эта разработка является моей гордостью. Он уже летает и появился из концепции дрон-биатлон. У него те же характеристики с точки зрения систем автоматического управления.
Мы хотим летать везде, но нам нужен новый диспетчер, который будет цифровым.
И начались вопросы:
Вопрос: сколько стоит цифровой двойник?
Липатов: зависит от оснащения: например, цифровой двойник для летательного аппарата, который мы создавали в рамках дрона-биатлона, обошелся в 4 с половиной миллиона рублей. У нас уже было оборудование, и мы понимали, как его создавать. И создавали два месяца, это очень быстро. Понятие самого цифрового полигона, для того, чтобы его создать, это десятки миллионов рублей и множество человеко-часов, чтобы его отточить и создать.
Вопрос: сколько сейчас в России занимается дронами, кто действует на этом рынке?
Липатов: сейчас на рынке около 300 компаний. У нас доля процента от мирового рынка, если говорить о гражданском рынке. Но всегда драйвером разлития любой инновационной отрасли являются военные технологии. Лично от себя добавлю философский ответ: умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить.
Вопрос: могут ли дроны по всей России обеспечивать доставку заказов?
Липатов: мы эту задачу пытались решить год назад. Мы считаем, что концепция почты России не очень эффективна, единственное возможное решение для России – если это будут автомобили, которые будут ездить по городам, это некий гибрид, потому что только вдоль трассы у нас зачастую есть связь. Ито не везде. На этих машинах должны быть установлены усилители сотовой связи и машины, двигаясь по шоссе, во время движения «выпускают» дрон куда-то в деревню, чтобы машина не заезжала, сбрасывает груз и тут же возвращается обратно. Такую систему построить можно…Когда я был в Иннополисе, там я застал такую ситуацию, что ректор, он же мэр, имеет полномочия производить роспись молодых. И там у них происходило это событие. Там же на территории, я это всё видел, у меня сразу возникла ассоциация: аэротакси, молодые. И я видел там отправку грузов по аэромобильности. Видел роспись молодых. Осталось только соединить одно с другим.
Вопрос: вы присоединись к М-Индастраз, или открыли свой бизнес?
Липатов: я открыл свою компанию в 2015 году. Она и до этого уже существовала. Но юридически я её оформил тогда. Потом я закрывал свою компанию – это требовали условия вхождения в проект Национальной технологической инициативы. Когда я вышел из этого проекта, я снова открыл свою компанию. Это вопрос философский. Сердцем я всегда с ней – у меня есть моя компания! И моя задача – всегда развивать отрасль, человечество. Конечно, мне это наиболее комфортно делать, когда у меня есть свой бизнес. И наиболее свободен и развиваюсь там, где, как мне кажется, важно выполнять задачи, которые принесут мультипликативный эффект. Я стоял у истоков развития дрон-рейсинга, системы управления воздушным движения. Кривая мечты всегда выведет, надо всегда думать, болеть этим, переживать. Верить в это, в себя, в команду, и те цели, которые вы перед собой ставите.
Вопрос: имеются ли у вас проекты, не связанные с БПЛА?
Липатов: да, есть, есть фундаментальные научные проекты. Но вся моя жизнь связана с авиацией: я рожден в семье авиаторов, и полон идеями, которые в меня заложили родители, родственники и те, кто со мною. Я горжусь достижениями всех своих родственников, своей семьи. То, чего достиг и что создавал мой отец, это зачастую трудно представить – это я о его открытиях. Игорь Иванович Липатов – четырежды лауреат премии имени Жуковского, это премия за лучшую работу по теории авиации, он выпускник Физтеха 1972 года. Член-корреспондент Российской Академии Наук. Академик российской академии естественных наук, автор более 150 научных работ. Его основная тема исследований – теория пограничного слоя. И еще решения в области безопасности нашей Родины с применением гиперзвуковых летательных аппаратов. Он признан во всем мире как гуру аэродинамики, и мне до сих пор есть на кого ровняться. Его уже в нами нет больше полутора лет, но мне есть еще куда стремиться.
Вопрос: вам нравиться заниматься дронами?
Липатов: конечно, я могу реализовывать себя, мне нравится создавать и видеть, что дроны востребованы.
Востребованы не только сами дроны, но и мысли Липатова, их создателя:
Сейчас нужно переходить на новый уклад и технологический, и временной. Цикл обновления происходит быстрее, чем два года. Каждый год новая модель выходит и если ты не в тренде рынка, то ты за его бортом. Можно десятилетиями создавать замкнутым коллективом какую-то инновацию, но, когда вы её создадите, она будет никому не нужна. Это проблема большинства стартапов, которые потом попадают в долину смерти. Нужно всегда иметь диалог непосредственно с заказчиком, с рынком, иначе ничего путного из этого не выйдет.
Технология – это просто железка, в которую заливается прошивка. Но зарабатывать можно при помощи сервиса, который она несет. Всегда, создавая что-то вы должны помнить, что вы должны создавать возможность другим зарабатывать деньги! Тогда это будет работать! Либо вы создаете летательный аппарат, либо вы создаете коробочку, которая интегрируется в Web Store и предоставляет различные возможности по серверам уже непосредственно пользователю.
Проект везделёт – проект нашей компании по обеспечению доставки грузов в отдаленные районы нашей необъятной Родины. В нем уже используется подходы нейросетевых систем автоматического пилотирования, реализованного на системе информации реального и нереального времени. Сам летательный аппарат имеет изменяемую геометрию крыла, гибридную силовую установку, небольшой турбореактивный двигатель … в лайнере очень много разных технологий, которые интегрированы в эту систему.
Приятно было получить весточки о лекции и, конечно, опубликовать их:
Кузнецов Сергей, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана
4 октября 2023 года мне выпала удача снова оказаться в родном вузе. Поводом послужила открытая лекция, на которой Михаил Игоревич Липатов поделился своими знаниями и опытом в области дроностроения. Он рассказывал о самых современных технологиях и характеристиках дронов, о проблемах, с которыми сталкиваются специалисты в этой сфере, и о способах их решения. Благодаря его красноречию и профессионализму, лекция прошла очень интересно и познавательно.
Но в тот день особенно запомнилась аудитория, где проходило мероприятие. Это не были привычные 316 или 433 в главном здании, в которых проходят лекции для студентов, а 122ю, Молодежный инженерный центр – настоящая инженерная бауманская мастерская. В нем студенты могут не только просто слушать лекции, но и создавать и тестировать собственные наработки. В такой обстановке по-настоящему ощущается дух инженерии, атмосфера творчества и развития. Это, безусловно, добавило особую значимость лекции.
Открытая встреча с Михаилом Игоревичем также позволила углубиться в дроностроение с точки зрения бизнеса. Спикер открыто отвечал на вопросы, связанные с объемом рынка и конкурентным положением России на международной арене. Были рассмотрены различные аспекты запуска бизнеса в данной сфере, например, привлечение инвестиций и выбор целевой аудитории. Было интересно услышать о практических аспектах предпринимательства в сфере дронов. Михаил Игоревич преподнес материал ясно и доступно, без излишней специфики, что позволило даже непрофессионалам лучше понять принципы работы современных дронов и сферы дроностроения в целом. Слушатели получили массу полезной информации, которую можно применить в будущей профессиональной деятельности.
Трофимчук Данил, студент МГТУ им. Н.Э. Баумана
Увлекательное Путешествие в Мир Дронов и Воздушного Пространства с Михаилом Игоревичем Липатовым в рамках Проекта КЛИП
Михаил Игоревич Липатов — это не только технический гений, но и страстный предприниматель, который дарит нам видение будущего в воздушной индустрии. Он рассказал о своем проекте «М Индастриз» в рамках проекта КЛИП (Клуб Инженеров и Предпринимателей), и это выступление не оставило равнодушными ни одного из присутствующих. Наслаждаясь его вдохновляющим рассказом, мы отправились в увлекательное путешествие в мир дронов и воздушного пространства.
Одним из ключевых моментов в его выступлении была классификация дронов и воздушного пространства. Михаил Игоревич подробно рассказал о различных типах дронов, их характеристиках и областях применения. Его глубокие знания и понимание этой темы проявились, когда он провел нас сквозь лабиринты классификации, позволяя нам понять сложные аспекты этой индустрии. На момент его выступления, технологии дронов продолжали развиваться, и Михаил Игоревич дал нам обзор текущего состояния этой области и перспектив развития.
Однако выступление Михаила не ограничилось техническими аспектами. Он стал источником вдохновения и инноваций, когда рассказал о своих проектах. В его репертуаре были спортивные дроны, которые представляли собой настоящую революцию для любителей экстремальных видов спорта. Эти аэродинамически совершенные машины предоставляют возможности, о которых ранее только могли мечтать любители гонок и полетов. Беспилотное аэротакси — это еще один проект, который Михаил представил с энтузиазмом и уверенностью. Этот проект мог изменить будущее городской транспортной системы, делая перемещение по городу более удобным и экологически безопасным.
Нельзя не упомянуть и военные дроны, которые Михаил также активно разрабатывает. Он обозначил их значимость для обороны и безопасности, и рассказал о применении военных дронов в различных сценариях, от разведки до охраны границ. Его страсть к развитию таких технологий была очевидной, и это позволило нам понять, насколько важными они могут быть для мира.
Но Михаил Игоревич не ограничился презентацией проектов. Он также поделился личными историями и наблюдениями из своей жизни, что придало его выступлению глубину и человечность. Он рассказал о своем пути к успеху, о трудностях, с которыми он сталкивался, и о своих уроках и достижениях. Эти личные истории сделали его более доступным и вдохновляющим для аудитории, и позволили лучше понять, что стоит за его предпринимательским успехом.
Особенно поразило то, что Михаил Игоревич Липатов был готов отвечать на все наши вопросы. Аудитория интересовалась различными аспектами его работы и проектов, и он с легкостью и профессионализмом отвечал на каждый вопрос. Его готовность к обсуждению и разъяснению сложных вопросов позволила аудитории более глубоко понять суть его работы и видение будущего в области дронов и воздушного пространства.
В заключение, выступление Михаила Игоревича Липатова о проекте «М Индастриз» было не только информативным, но и вдохновляющим. Он ярко продемонстрировал свою страсть к дронам и воздушному пространству, поделился глубокими знаниями о классификации дронов и показал, как его компания работает над различными инновационными проектами. Михаил Игоревич Липатов — яркий представитель инноваторов в сфере дронов и воздушного пространства, и его выступление оставило незабываемые впечатления у всех, кто присутствовал. Все, что нам остается — это ждать с нетерпением будущих достижений и инноваций в мире дронов, созданных этим талантливым и страстным инженером и предпринимателем.
Хорошо пишет Данил, с чувством высвечивая то, что запало в душу. Всем авиаторам, инженерам и предпринимателям наверняка понравятся слова Николая Егоровича Жуковского: Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.
Теги:дроны, М-Индастриз, Михаил Липатов
Обратную ссылку с вашего сайта.